Фотогалерея







Пустынская экспедиция 2016

Пустынская экспедиция 2016
06.09.2016
В рамках деятельности детского общественного объединения «Зелёная планета» летом 2016 года состоялись сразу две экологические экспедиции школьников на базе учебно-исследовательского полевого стационара «Сережа» в с. Пустынь Арзамасского района Нижегородской области.

Смотреть фотоотчет

В июле 2016 года в экспедиции приняли участие пятиклассники лицея, они получали знания о природе и экологии животных и растений Нижегородского края в полевых условиях впервые, а в августе навыки экологических полевых исследований уже в четвёртый раз применяли старшеклассники – учащиеся 9-11 классов. Всего в экспедиции приняли участие 20 лицеистов.

Экспедиция - это праздник детской души, удивление чудом природы и общение со сверстниками, старшими товарищами и взрослыми, ненавязчивая подзарядка знаниями и энергией.

Именно серьезная летняя экспедиционная работа с детьми позволяет обеспечить непрерывность и всеобщность экологического образования через тесное общение с природой и заботу о природе.

Основными особенностями организации летней экологической экспедиции со школьниками являются следующие:

  • общение с природой для формирования чувства благоговения перед жизнью;
  • использование современных информационных технологий для обучения и проведения учебно-исследовательской деятельности;
  • создание среды взаимодействия, сочувствия друг другу, природе;
  • направленность на развитие личности, увеличение социальной адаптации детей;
  • постоянная исследовательская и природоохранная работа.

Все эти особенности  экологических экспедиций способствуют овладению учащимися приемами практических работ, получению новых знаний, самостоятельному выполнению проектов, обеспечивают получение значимых для учащихся результатов, выявление закономерностей, содействуют укреплению физического и психо-эмоционального здоровья, освоению навыков экологического туризма.

Экологическая экспедиция ставит перед собой следующие задачи:

  • освоение школьниками эмпирических методов: наблюдение (прямое и косвенное) с целью описания биотических, абиотических компонентов природной системы;
  • формирование умений экспериментирования;
  • овладение методами: количественного учета живых существ в единицах пространства и времени, инвентаризации природных объектов (разработка цели, формы документов, метода учета, способов обобщения результатов), слежения (мониторинг) за состоянием окружающей среды;
  • овладение приемами оформления данных наблюдений и опытов в виде таблиц, диаграмм, графиков;
  • освоение школьниками теоретических методов (анализ, синтез, обобщение, выдвижение гипотез), социологических методов (анкетирование, опрос, беседа, тестирование);
  • пропаганда опыта лучших юных исследователей;
  • расширение творческих контактов между юными исследователями и коллективами, создание благоприятных условий для учебно-исследовательской и научно-практической деятельности школьников.

Содержание и продолжительность экспедиций ребят разного возраста отличается: старшеклассники провели в экспедиции 10 дней, за это время они совершили несколько больших походов. Среди тихого нетронутого леса, на краю Арзамасского района, неподалёку от озера Ишлей затерялась маленькая обитель - Софрониева Пустынь. Своё название она получила от имени основателя – старца Софрония, умершего здесь же в 1921 году. Протяжённость пешего маршрута  данной экспедиции составила 34 км. Ребята осуществили 2 ночных похода: на озеро Глубокое, а потом сразу на озеро Арбус и на Киркидеево озеро, а оттуда заходили на Кривовки; были на ручье Печенжуй и на полигоне НИРФИ.

Озеро Киркидеево (или озеро Большое) - это большое и глубокое озеро, площадью более 40 гектар, глубиной до 19 метров. Озеро лесное, с чистой водой. Берега озера местами заболочены, но есть места с песчаным берегом, где можно купаться. Вокруг - очень красивые места, мало отдыхающих. В окрестностях озера много карстовых провалов, некоторые довольно глубокие и заполнены водой. Озера Большая и Малая Кривовка - красивые лесные озера, меньшие по размеру, находятся недалеко от озера Киркидеево.

Пятиклассники за 6 дней экспедиции побывали на Козьем болоте, ландшафтном памятнике природы, изучили типичные растения болот: багульник болотный, болотный мирт, подбел обыкновенный, пушицу влагалищную, клюкву обыкновенную, голубику, росянку круглолистную, осоку малоцветковую, занесённую в Красную книгу Нижегородской области. Козье болото с миниатюрными соснами на зеленом ковре сфагновых мхов очень живописно и по-своему нарядно. Глядя на крону столетней сосны, не надо запрокидывать голову, а ствол такого дерева чуть толще руки. Болото наполнено запахом целебного багульника. Здесь можно набрать клюквы, что на юге Нижегородской области удается нечасто.

Ребята посетили лесопилку в поисках личинок жуков-носорогов, развивающихся в прелых опилках, увидели карстовые овраги глубиной до 22 метров, наблюдали гребенчатых тритонов на тритоновой яме, находили скелеты щитней в высохших лужах, личинок муравьиного льва в лунках песка.

Побывали на озере Лебединое, маршрут на которое проходил через ручей Ишлей, видели плотины бобров. Совершили ночной поход на «Свиной нос» - изгиб реки Серёжа, где возвышенная терраса подходит к руслу реки.

По вечерам все собирались у костра, пели песни под гитару, рассказывали разные истории из жизни, делились впечатлениями от пройденного дня, говорили «спасибки» тем, кто удивил или положительно отличился во время похода.

Руководитель экспедиции Сергей Борисович Шустов - писатель, художник-анималист, иллюстратор Красной Книги Нижегородской области, читал ребятам научные лекции, играл произведения классической музыки на синтезаторе, а Лариса Вячеславовна Шустова играла на аккордеоне военные песни. Ребята с удовольствием подпевали «Катюшу», «В Землянке», «Смуглянку», «Синий платочек» и другие.

В экспедиции ребята собирают полевые материалы по широкому кругу тем, все собранные материалы обрабатываются окончательно в учебном заведении и оформляются в виде исследовательских работ, рефератов, докладов, гербариев, коллекций. Эти материалы могут быть использованы на уроках, факультативных занятиях, в кружковой работе. Со своими исследовательскими работами ребята выступают на конференциях различного уровня и принимают участие в конкурсах исследовательских работ.

Таким образом, экспедиционная научно-исследовательская деятельность способствует выработке у учащихся общетрудовых навыков, формированию ответственности за достоверность полученных результатов, развивает такие качества, как трудолюбие, настойчивость, целеустремлённость, товарищество, экологически целесообразное поведение, бережное отношение к окружающей среде.

                                                                       Участник экологической экспедиции школьников
на базе учебно-исследовательского полевого стационар «Сережа»
и руководитель ДОО «Зелёная планета» С.В. Бирюкова