Фотогалерея







Данные об образовательном учреждении

краткая справка об истории и традициях, информационная справка о школе

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение лицей № 87 имени Л.И. Новиковой» основано в 1989 году как общеобразовательная школа, с 1990 г. функционировало  как Нижегородская техническая гимназия, с 2000 г. – гимназия № 87, а с 2001 – МОУ «Лицей № 87». Здание лицея, построенное в 1989 году по типовому проекту (площадь здания – 7840,1 кв.м), находится в глубине Московского района, на берегу реки Левинка, в удалении от крупных дорог, но в удобной транспортной развилке, где пересекаются практически все маршруты, идущие в районы Заречья и Нагорной части Нижнего Новгорода, что обеспечивает доступность школы для жителей всего города. Территория лицея (земельный участок общей площадью 16730,00 кв.м.) включает рекреационную парковую зону, стадион, современную спортивную площадку, которыми активно пользуется местное население.

В  2008 году лицею № 87 присвоено имя академика Людмилы Ивановны Новиковой – уникального педагога, ученого с мировым именем, стоявшего у истоков  разработки теории воспитательных систем. Под ее руководством и при непосредственном участии создавалась гуманистическая воспитательная система Нижегородской технической гимназии, получившая широкое общественное признание. Изменение статуса образовательного учреждения отражает как процессы реформирования системы российского образования, так и потребности меняющегося социума.

Расположение образовательного учреждения в депрессивном рабочем районе, функционирование в условиях социальной дифференциации, маргинализации населения   создают неуправляемые социокультурные воздействия на детство и юношество. МБОУ лицей № 87 имени Л.И. Новиковой как образовательное учреждение в условиях рынка при усилении конкуренции образовательных учреждений в муниципальной и региональной системе образования стремится не только обеспечить высокое качество образовательных услуг, реализуя основные положения модернизации образования; но и выполнить ряд важных культурно и социально значимых функций. Лицей в течение ряда лет следует инновационному пути развития.

По результатам инновационной деятельности МОУ «Лицей №87 имени Л.И.Новиковой»  является:

  • базовой школой Центра теории воспитания УРАО «Институт теории и истории педагогики» (Москва)
  • Федеральной экспериментальной площадкой Министерства образования Российской Федерации по проблеме «Моделирование воспитательной системы инновационного образовательного учреждения, реализующего концепцию «Школа здоровья» (с 2000г.),
  • региональной экспериментальной площадкой по теме «Проектирование лицея как интеллектуальной организации» в качестве базовой школы кафедры педагогики и андрогогики НИРО
  • городской экспериментальной площадкой по проблеме «Школа в системе университетского округа НФ ГУ ВШЭ»;
  • городской опорной площадкой по проблеме «Опыт развития «Школы здоровья», городским Центром здоровьесбережения участников образовательного процесса;
  • дипломантом Всероссийского конкурса «Знак качества образования -2003, 2004, 2005» за многолетние успехи в подготовке выпускников и высокое качество образования;
  • дважды победителем областного конкурса «Школа года» - 1994 г. и 1999 г. (1место в номинации «Школа здоровья»);
  • лауреатом всероссийского конкурса воспитательных систем (2001 г.);
  • лауреатом премии Нижнего Новгорода-2005 в номинации “Образование” за инновационный проект “Евроклуб– Еврокласс–Еврошкола”;
  • победителем регионального этапа Всероссийского конкурса «Лучшие школы России» 2004 г. (1 место); 2010 г (пятое место)
  • трижды победителем регионального этапа конкурса ПНПО (2006, 2007 гг. -1 место, 2008 г.-2 место);
  • участником федеральной инновационной площадки ГБОУ ДПО НИРО «Проектно-сетевой институт инновационного образования» (приказ ректора ГБОУ ДПО НИРО «О вхождении школ Нижегородской области в федеральную инновационную площадку ГБОУ ДПО НИРО «Проектно-сетевой институт инновационного образования» от 31.05.2012 № 123);
  • федеральной инновационной площадкой «Моделирование социализирующей воспитательной системы образовательного учреждения на основе адаптивных организационных структур» (приказ министерства образования и науки РФ «О статусе федеральной инновационной площадки» от 4 июня 2013 г. № 430)

Статус образовательного учреждения

Лицей – особый вид образовательного учреждения, реализующий программы полного среднего образования повышенного уровня физико-математической и естественно-научной направленности, удовлетворяющий интегральные образовательные потребности. Базисным (формирующим) типом образовательной антропопрактики является проектно-технологическая антропопрактика, дополняющий (сопутствующий) тип образовательной антропопрактики – социально-экономическая антропопрактика.

Реализацию формирующего  и дополняющего типа антропопрактик в МОУ «Лицей № 87 имени Л.И. Новиковой» обеспечивает базовый процесс образования – лицейское образование, которое базируется на основе принципа универсальности, предполагающего как изучение универсальных способов познания (включая общенаучные) и преобразования  (культура проектной, конструкторской и управленческой деятельности) себя и мира, так и  развитую способность применять полученные знания на практике для решения творческих, нестандартных задач, чему способствует разработка и реализация в контексте Болонского процесса модели развития лицея как интеллектуальной организации.

Лицейское образование в современных условиях – это образование повышенного типа с усложненной учебной программой, направленное на формирование творческого потенциала личности. Лицей ориентирован на формирование у учащихся широкого научного кругозора, общекультурных интересов, утверждение приоритетов общечеловеческих ценностей.

Образовательный процесс в лицее как интеллектуальной организации ориентирован на культивирование в учениках и педагогах критичности, самостоятельности и независимости мыслей и поступков, умения и стремления в ситуации выбора и неопределенности осознанно и ответственно принимать решения; моделирование социокультурного пространства, где совершается становление личности, смысл образования которой не в адаптации  к наличному социуму, а в развитии способности к его адекватному пониманию, критической оценке и сознательному выбору сферы деятельности.

Модель лицея как интеллектуальной организации представляет собой не локальный вид учебного заведения, а систему принципов целесообразного построения образовательного процесса, ведущий тип которого – интеллектуальное воспитание – определяется педагогическим коллективом исходя из системообразующей деятельности лицея. Интеллектуальное воспитание — это форма организации учебно-воспитательного процесса, которая обеспечивает оказание каждому ученику индивидуализированной педагогической помощи с целью развития его интеллектуальных возможностей.  Интеллектуальное воспитание имеет два взаимосвязанных аспекта: повышение продуктивности интеллектуальной деятельности ученика и рост индивидуального своеобразия его склада ума (М.А. Холодная).

 

Общее образование в лицее структурировано по уровням:

- начальное общее образование;

- основное общее образование;

- среднее (полное) общее образование;

Предельный уровень можно определить как среднее (полное) образование.

Содержание образования в лицее – соединение содержания базового общего (начального, основного и среднего), лицейского и дополнительного образования в единстве обучения и воспитания, развивающих в учениках интеллект успеха (баланс аналитических, творческих и практических навыков мышления) при преобладании позитивных ценностных ориентаций.

 

Нормативно-правовые документы,

регламентирующие разработку образовательной программы

Законодательство Российской Федерации в области образования включает в себя Конституцию Российской Федерации, Закон № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской федерации», принимаемые в соответствии с ним другие законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области образования.

Основная образовательная программа основного общего и среднего полного общего образования МБОУ лицея № 87 имени Л.И. Новиковой составлена на основе  Федерального компонента государственного стандарта общего образования. Основное общее образование. Среднее (полное) общее образование./ Министерство образования Российской Федерации. – М. 2004.

Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, разработанный в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» (ст. 7) и Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации N 1756-р от 29 декабря 2001 г.; одобренный решением коллегии Минобразования России и Президиума Российской академии образования от 23 декабря 2003 г. N 21/12; утвержденный приказом Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 5 марта 2004 г. N 1089.

Характеристика социального заказа на образовательные услуги

и его влияние на образовательную деятельность школы

 

Социальный заказ на образование – это отражение интересов тех сторон, чьи потребности удовлетворяются в процессе деятельности образовательного учреждения. В качестве заинтересованных сторон выступают непосредственные участники образовательного процесса – обучающиеся и педагоги, родители, образовательные учреждения среднего и высшего профессионального образования, представители ближайшего социума и общественности, представители предприятий и организаций района (города), само государство.

При определении социального заказа на образовательные услуги были изучены теоретические данные ученых Российской Федерации об  изменениях ребенка в своих системных характеристиках, установлена общая картина реального состояния детства и отрочества, особенности его возрастных этапов и межвозрастных переходов.

В результате аналитической деятельности выявлены приоритетные направления в реализации социального заказа:

  1. Прочные знания по основным дисциплинам
  2. Подготовка учащихся для дальнейшего обучения в высших и средних специальных учебных заведениях.
  3. Введение дополнительных дисциплин в процессе обучения.
  4. Расширение системы дополнительного образования.
  5. Использование возможностей лицейского самоуправления для создания условий по формированию социального интеллекта.

На формирование социального заказа оказывает влияние развитие внешних связей за счет расширения сети социальных партнеров лицея, которыми являются: Центр теории воспитания УРАО «Института теории и истории педагогики» г. Москва, Институт Образовательной политики «Эврика», Московский Государственный педагогический институт им. А.И. Герцена, Международный фонд «Холокост», Институт Катастрофы и героизма Яд Вашем (Иерусалим), Центр «Педагогический поиск», ГОУ ВПО НИРО, Нижегородская Епархия (Приход Церкви «В честь иконы Божьей матери «Скоропослушницы»), НИИ Детской гастроэнтерологии г. Н.Новгорода, ННГУ им. Н.И. Лобачевского, НИУ ВШЭ, НГТУ им. Р.Е. Алексеева, НГЛУ им. Н.А. Добролюбова, зоопарк «Лимпопо»

Педагогический коллектив лицея видит свою социальную ответственность в оказании образовательных услуг, реализующих социальный заказ:

 государства: в формировании у обучающихся современной научной картины мира, в воспитании национального самосознания, гражданственности, трудолюбия, любви и уважения к окружающей природе.

Обучающихся: в качественном жизненном самоопределении на основе «персональной» траектории непрерывного самообразования и саморазвития

педагогических работников: в становлении нового профессионализма, определяемого глубоким владением психолого-педагогическими знаниями и пониманием особенностей развития школьников, что делает их способными помочь ребятам найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми.

Образовательных партнеров (ВУЗов): в новом качестве подготовки будущих абитуриентов и специалистов на основе единства выработанных требований, механизмов оценки качества, согласования программ профильного обучения

образовательных партнеров (школ): в расширении участия в актуальных для области инновационных процессах на основе использования методического и управленческого опыта, создаваемого в рамках инновационной сети

органов управления образованием и региональной системы дополнительного профессионального педагогического образования: в организации ресурсной базы для проведения различных мероприятий по направлениям инновационной деятельности в образовании.

Социальных партнеров:  в создании условий для активного, целенаправленного социального поведения субъектов, связанного с выбором адекватных стратегий поведения для преодоления психологических барьеров, возникающих в процессе деятельности.

 

Социальная значимость лицея как интеллектуальной организации заключается в обеспечении аспектов современного социального заказа на инновационное образование

Деятельность лицея как образовательного учреждения при реализации социального заказа связана с разрешением ряда противоречий:

1. Противоречие между высоким уровнем логического мышления учащихся и недостаточным уровнем развития социального интеллекта, которое выявлено по результатам исследования.

2. Противоречие между  реализацией принципов интеллектуального воспитания и амбивалентными тенденциями в показателях личностного роста учащихся.

3. Противоречие между складывающейся в лицее тенденцией к открытому образованию и стадией становления видов индивидуализации образовательной деятельности на различных возрастных этапах в интересах ребенка.

4. Противоречие между потребностями и возможностями в вопросе организации работы с информацией, выразившееся в необходимости решить проблемы внутренне- и внешкольного документооборота,  спроектировать дифференцированный доступ к сетевым ресурсам, создать, наполнить и обеспечить эффективное функционирование АРМов (директора, заместителей директора, педагогов, психолога, медицинского работника), эффективно и рационально использовать всех информационно-образовательных ресурсов.

 

Характеристика образовательных услуг

Социальный заказ связан с проникновением рыночных отношений  во все сферы жизни общества, в том числе и в сферу образования. Единой трактовки понятия «образовательная услуга» в современной науке нет, т.к. в «Законе об образовании РФ» четко данное понятие не объяснено. Выявленное разнообразие подходов к соотношению явлений «образовательная деятельность» и «образовательные услуги» требует обращения к сущности самого явления. Педагоги лицея рассматривают услугу как действия определенного лица, совершаемые для удовлетворения потребностей иного лица и направленные на достижение блага последнего. Подобное понимание позволит рассматривать образовательные услуги не только как платную деятельность образовательных учреждений и частных лиц на основе договора возмездного оказания услуг, но и как совокупность образовательных отношений, вступая в которые гражданин преследует цель удовлетворения собственных потребностей посредством освоения особой группы нематериальных благ – знаний, умений, навыков и т.п.

В процессе деятельности лицея как интеллектуальной организации в образовательные услуги материализуется знание, существующие знания людей и способность людей к обучению определяют возможности образовательного учреждения  в конкурентной борьбе.  Под конкурентоспособностью учебного заведения понимаются созданные в нем условия вести эффективную учебно-воспитательную и развивающую деятельность, результативную в итоге по определению и самоопределению выпускников на рынке труда или в образовательном поле более высокой ступени.

Конкурентоспособность выпускника определяется как социально-ориентированная система способностей, свойств и качеств личности, характеризующая ее потенциальные возможности в достижении успеха (в учебе, профессиональной и внепрофессиональной жизнедеятельности), определяющая адекватное индивидуальное поведение в динамически изменяющихся условиях, обеспечивающая внутреннюю уверенность в себе, гармонию с собой и окружающим миром.

Знание признается как ресурс развития ребенка и педагога в учебно-воспитательном процессе. Именно знания становятся источником высокой производительности, инноваций и конкурентных преимуществ интеллектуальных организаций.

Категория «знание» определяется с позиции педагога как субъекта через следующие типы знаний: «стратегические» - относящиеся к организации и развитию учебного заведения, «методические» - связанные с планированием и управлением процессом подготовки учащихся, «предметные» - относящиеся к конкретному предмету, «эргономические» - знания об эффективной организации работы педагогов и учащихся с компьютерными системами, «метазнания» - о способах взаимодействия и интеграции знаний. Категория «знание» с позиции ученика и родителя как субъекта определяется содержанием образования в лицее – соединением содержания базового общего (начального, основного, среднего), лицейского и дополнительного образования в единстве обучения и воспитания, развивающих в учениках интеллект успеха (баланс аналитических, творческих и практических навыков мышления) при преобладании позитивных ценностных ориентаций. Знаниевое  пространство в современной жизни качественно изменилось, однако по-прежнему непреложной остается истина, что только целостная, стоящая на фундаменте культуры и науки система знаний, дает личности свободу мысли, превращает «человека толпы» в личность.

 

Формулирование концептуальных оснований (подходы и принципы),

миссии, целей и задач образовательной деятельности школы, модель выпускника

Учебная деятельность в лицее рассматривается как совместно-распределенная деятельность учащихся и педагогов на основе мыследеятельностного подхода (Г.П. Щедровицкий) на ступени основного и среднего образования. Реализация принципов интеллектуального воспитания обеспечивает взаимодополнение  ценностей образовательного процесса лицея:  «Каждый ребенок имеет право быть умным» и «Сильный ум должен быть воспитан».

В основу проектирования и реализации основной образовательной программы положены следующие основания и подходы к организации деятельности образовательного учреждения.

  1. Реализация  модели образовательного учреждения как педагогической интеллектуальной организации. Составляющие части модели лицея как интеллектуальной организации – интеллектуальный потенциал педагогов и учащихся, являющийся основой интеллектуальной организации, и система управления знаниями, то есть те технологии, методы и процессы, использование которых позволяет лицею осуществлять свою деятельность. Конкурентным ресурсом интеллектуальной организации является знание, понимаемое как «формулы перевода, выражения мира объектов через набор образцов» (Г.П. Щедровицкий). Смыслообразующей идеей образовательной системы является идея связей и отношений, реализующаяся в формировании системного мышления в гносеологическом, технологическом, творческом, личностном аспектах. Знание как ресурс, средство и результат реализации образовательного процесса функционирует в различных сферах деятельности учащихся и педагогов:
  • Сфера познания
  • Сфера практической деятельности
  • Сфера творчества
  • Сфера физического развития
  • Сфера отношений

В лицее создается особое ценностно-смысловое пространство развития на основе совершенствования системы обратной связи между всеми субъектами интеллектуальной организации.

2. Наличие гуманистической воспитательной системы. В лицее системообразующей деятельностью воспитательной системы является познавательная деятельность в сочетании со здоровьесберегающей, которые позволяют создавать условия для расширения и усложнения индивидуальных интеллектуальных ресурсов личности средствами учебных предметов, повышать уровень развития возможностей каждого ученика, формирования культуры здоровья учащихся.

3. Функционирование системы управления знаниями. Система управления знаниями в лицее как интеллектуальной организации включает в себя следующие объекты: лицей как открытая социальная система, субъект (ученик, педагог, родитель), информация, знание, между которыми устанавливаются определенные связи.

Система управления знаниями представляет собой взаимосвязанную совокупность организационных процедур, людей и информационных технологий, обеспечивающих сбор, накопление, организацию, распространение и использование знаний для решения задач качественного информационного обеспечения, выполнения деловых процессов и интерактивного взаимодействия специалистов.

Мы понимаем систему управления знаниями как создание таких условий, при которых накопленные знания и опыт эффективно используются для выполнения важных для организации задач, в том числе формирование конкурентоспособности (лицея, педагога, выпускника). Управление осуществляется на основе применения технологий, преобразующих индивидуальные знания и опыт педагогов таким образом, что эти знания становятся доступны всем участникам образовательного процесса служат источником генерации новых знаний. Деятельность системы управления знаниями проявляется  в  стимулировании и поддержке ценности создания и распределения знаний (управление и организация), в соединении знания посредством компьютерных сетей для обеспечения коллективной работы внутри лицея (технология), в создании условий для распространения результатов и инноваций (обучение).

 

Лицей как интеллектуальная организация обеспечивает ресурсную поддержку блока системообразующей деятельности субъектов воспитательной системы. Ресурсной поддержкой выступают такие элементы управления знаниями, как организационная структура (организационные связи, организационное поведение, организационный динамизм, организационное управление), информационно-коммуникационные технологии и организационная культура, система обучения педагогов. Система управления знаниями обеспечивает создание и функционирование интегрированного пространства знаний и вносит существенный вклад в развитие конкурентоспособности педагога и выпускника.

Особенностью лицейской модели системы управления знаниями является ее интеграция в существующую в лицее гуманистическую воспитательную систему, что отражено в девизе лицея «Сильный ум должен быть воспитан».

 

В основу проектирования образовательной программы лицея положены следующие принципы.

Принцип универсальности

Лицейское образование призвано дать всестороннее, многообразное, всеохватывающее знание, стремящееся к цельности, предполагает интеграцию содержания образования на основе углубленного изучения математики, физики, информатики, биологии, химии и глубокого освоения общеобразовательных предметов.

Принцип научности

Содержание лицейского образования соответствует уровню развития современной науки и техники, опыту, накопленному мировой цивилизацией.

Принцип фундаментальности

Лицейское образование предполагает формирование у учащихся базовых ключевых компетентностей по предметам школьной программы, глубокое освоение фундаментальных основ математики, физики, информатики, биологии, химии.

 

Принцип непрерывности образования

В лицейском образовании осуществляется  преемственность различных ступеней общего образования и последовательность восхождения по этим ступеням.

Принцип целостности образования

В лицейском образовании осуществляется взаимосвязь образовательной и воспитательной сферы образования, активное внедрение проектного метода обучения.

Принцип открытого лицейского пространства

Лицейское образование формирует открытое пространство для каждого, кто в него входит, – лицеистов, родителей, педагогов, консультантов, партнеров, представителей вузов, науки и бизнеса. Любой участник взаимодействия, входящий в партнерские отношения с лицеем, становится полноправным субъектом публичного обсуждения и принятия решений.

 

Принцип направленности на развитие интеллектуального, духовного потенциала личности.

Лицейское образование направлено на формирование  интеллекта успеха (сбалансированного сочетания аналитических, творческих и практических навыков мышления) как приоритетного качества конкурентоспособной личности, обладающей созидательным интеллектом, то есть способной творить (изобретать) нечто новое, осуществлять (воплощать) идею, анализировать ситуацию, обстановку, результат деятельности.

Принцип альтернативности

Лицейское образование обеспечивает многообразие программ обязательного и дополнительного образования, позволяющего каждому учащемуся выстраивать индивидуальную траекторию своего продвижения.

Принцип гуманизации личности и среды

Педагогии лицея проявляют уважение к личности ребенка, принимают его личные цели, интересы, будущие профессиональные потребности.

 

Лицейское образование является универсальным, непрерывным, фундаментальным, целостным, реализуется в открытом гуманизированном пространстве, предполагает направленность на развитие потенциала каждой личности, поэтому альтернативно.

 

Педагогический коллектив на основе осмысления педагогами ценностей, целей и задач концепции построения модели интеллектуальной организации определил принципы (требования) к построению образовательной деятельности в лицее.

Выделенные принципы определяют стратегию отношений субъектов образовательного процесса и их общее содержание, утверждают гуманистические ценности образования, выявляют особенности организации среды и жизнедеятельности школьников. Их содержание полностью соответствует парадигме личностно – ориентированного образования и требованиям гуманитарно-антропологического подхода.

Совместно-распределенная деятельность учащихся и педагогов на основе деятельностного подхода на ступени начального образования, реализация мыследеятельностного подхода в основной и старшей школе предполагают отношение к обучающемуся как к субъекту деятельности.

  • Принцип субъектности. Индивидуальность присуща лишь тому человеку, который реально обладает субъектными полномочиями и умело использует их в построении деятельности, общения и отношений. Следует помочь ребенку стать субъектом собственной жизнедеятельности, способствовать формированию и обогащению его субъектного опыта.

 

Парно соотнесенные  принципы самоопределения и выбора предполагают ценностное отношение субъекта к себе и окружающему миру.

  • Принцип самоопределения –  осознание себя как уникальной и особенной личности, осознание своих возможностей в достижении ситуации успеха в деле, действии или деятельности.
  • Принцип выбора. Без выбора невозможно развитие индивидуальности и субъектности, самоактуализации способностей ребенка. Педагогически сообразно, чтобы лицеист жил, учился и воспитывался в условиях постоянного выбора, обладал субъектными полномочиями в выборе цели, содержания, форм и способов организации учебно-воспитательного процесса и жизни класса и лицейского сообщества в целом.

 

Диалектически соотнесенные принципы самоактуализации и синергийной включенности определяют особенности жизнедеятельности учеников как индивидуумов и участников общего образовательного процесса.

  • Принцип самоактуализации. В каждом ребенке существует потребность в актуализации своих интеллектуальных, коммуникативных, художественных и физических способностей. Важно побудить и поддержать стремление учащихся к проявлению и развитию своих природных и социально приобретенных возможностей.
  • Принцип синергийной включенности  предполагает совместную, согласованную работу, кооперацию в разных видах деятельности: создание команд, творческих групп и объединений для достижения общих целей образования и воспитания.

 

Принципы индивидуальности и личного примера определяют взаимонаправленную деятельность педагогов по организации образовательного процесса

  • Принцип индивидуальности. Создание условий для раскрытия индивидуальности личности участников образовательного процесса – главная задача построения лицейского сообщества. Необходимо не только учитывать индивидуальные особенности субъектов образования, но и всячески содействовать их дальнейшему развитию.
  •  Принцип доброжелательности и личного примера. Опора на положительные качества личности, признание ее индивидуальности, уникальности и особенности. Администратор, учитель, классный руководитель, воспитатель не только транслируют образцы культурного общения, мышления, организации деятельности, но и живут по этим образцам.

 

 

Миссия лицея:

Наращивание и реализация интеллектуального потенциала детей и взрослых путем концептуального решения проблем, обусловленных качественно меняющимися характеристиками современного детства и процессом модернизации образования, при создании условий для обеспечения полноценного личностного развития в максимально возможном диапазоне роста индивидуальных психологических ресурсов ребенка.

 

 

Цель деятельности лицея: создание условий для полноценной реализации и наращивания профессионально-интеллектуального потенциала лицея

 

Стратегические задачи педагогического коллектива:

1. Удовлетворение потребностей детско-взрослого сообщества лицея в наращивании и реализации интеллектуального потенциала;

2. Создание инфраструктуры управления знаниями лицея как интеллектуальной организации;

3. Формирование социальной гражданской компетентности учащихся через создание системы взаимодействия семьи и образовательного учреждения в интересах развития личности ребенка

4.Повышение результативности воспитательной деятельности педагогов во взаимодействии с семьей.

 

Задачи по реализации основной образовательной программы:

Для достижения предметных результатов:

1.Наряду с формированием фундаментальных научных знаний, предметных умений, специальных учебных навыков создавать условия для интеллектуального развития  компетентности, инициативы, творчества, саморегуляции и уникальности склада ума.

2. Формировать интеллект успеха учеников как сбалансированное сочетание аналитических, творческих и практических навыков мышления.

3. В системе управления знаниями объединить различные источники информации по различным дисциплинам и участникам образовательного процесса (преподавателям и обучающимся) в рамках единой системы, предоставлять релевантную решаемой обучающей задаче информацию каждому из участников образовательного процесса.

 

Для формирования общеучебных умений и навыков:

1. Создать  условия для развития творческих способностей, т.е. потенциальных возможностей растущего человека, что позволит обоснованно решить проблемы инновационного образования, нацеленного на повышение, углубление культуры каждого ребенка.

2. Обеспечить взаимосвязанное развитие системы управления знаниями и системы оценки качества образования для  формирования и развития сферы регулятивных учебных действий учеников.

3. Через систему управления знаниями обеспечивать создание интегрированного пространства знаний, объединяющего знания смежных научных дисциплин и создания метазнания.

4. В системе управления знаниями выявить и реализовывать педагогические, методические принципы подачи знаний,

 

Для развития  ценностной сферы, сопровождения личностного роста обучающихся:

1. Выработать у учащихся личного отношения к знаниям.

2. Сохранить и укрепить индивидуальное своеобразие ума каждого ученика.

3. Создать условия для формирования социальной зрелости и ответственности учеников, социализации и самоидентификации учащихся при преодолении негативных явлений.

4. В системе управления знаниями создать условия для обновления теоретического знания и накопления нового опыта, полученного преподавателями и обучающимися в ходе учебного процесса.

 

ВОЗРАСТНО-НОРМАТИВНАЯ МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Понятийный аппарат[1]

Возраст – антропологический возраст как форма развития субъекта, связанная с умением решать определенные задачи, где проявляются антропологические способности человека (способности к самоопределению и саморазвитию).

Развитие – это процесс, который отражает логику развития субъективной реальности

Построение возрастных нормативов развития – это проектирование действительной картины возможностей возраста, ведущими компонентами которой является:

1) содержание образования;

2) грамотные педагогические действия;

3) пространство ступени образования;

4) границы развития в рамках целостной психолого-педагогической периодизации.

Норма развития – это указание (требование) на возможности высших достижений для данного возраста, для данной ступени образования при определенных условиях.

Возрастно-нормативная модель развития должна носить, прежде всего, регулятивный характер, она должна отвечать на вопрос – как и зачем строится тот или иной образовательный процесс на данной ступени образования, какие задачи развития он должен решить.

Новообразования развития ведущей деятельности

- результаты развития, которые «не появляются стихийно», а специальным образом проектируются, создаются и реализуются при определенных условиях;

– реализация возможностей предыдущего этапа развития, как зона актуального развития (того, что образуется) и ближайшего развития (как предпосылки следующего шага развития).

 

Образующие линии развития связаны со становлением субъектности в сознании, субъектности в общности, субъектности в деятельности, являются  главными линиями развития человека как субъекта собственной жизни, как субъекта развития и саморазвития в образовании (В.И. Слободчиков).  Образующие (сквозные) линии понимаются как все то, что продолжает становиться и развиваться, они не имеют окончательного завершения, находятся в абсолютном движении становления; меняется лишь доминация этих линий в ходе развития.

На отроческой и подростковой ступенях (средний школьный возраст) образующей сквозной линией в деятельности является становление учащегося как субъекта  деятельности (этап появления на отроческой ступени)  – субъекта собственной деятельности (подростковая ступень)  – субъекта собственной проектной деятельности (перспектива – старший школьный возраст).

 

Составляющие линии развития, или новообразования развития, понимаемые как реализация возможностей предыдущего этапа развития (того, что образуется) и ближайшего развития (как предпосылки следующего шага)  могут быть охарактеризованы на отроческой ступени (5 -6 класс) и подростковой ступени (7 – 9 класс) в связи со сменой типа ведущей деятельности.

На завершающем этапе отроческой ступени (5-6 класс) происходит утверждение обучающегося в учебной деятельности. В учебной деятельности возникает гипотеза о недостающем знании, которую предстоит проверить сообща. При освоении содержания учебной деятельности возникает ряд новообразований: способность к согласованным действиям с партнёром, способность доверять партнёру в совместной деятельности, открытость к новизне. Всё это способствует поступательному движению в освоении предметного содержания. Ведущий тип деятельности – учебный. К концу четвертого класса у ребёнка возникает новый взгляд на вещи. Он обнаруживает новую предметность давно знакомых вещей, открывает  возможности групповой работы, активно учится сотрудничать со сверстниками и со взрослыми, присвоен такой вид деятельности, как сознательная тренировка – поле для становления индивидуальной самостоятельности. Именно в этот период активно формируется рефлексивная деятельность.

 

Содержание ситуации развития, понимаемой как определенный потенциал развития и саморазвития ребенка, обеспечивающий завершение предшествующих достижений развития и создание предпосылок и условий освоения в будущем новых видов деятельности, реализуется в следующей типологии

 

Возрастно-нормативная модель развития

учащегося отроческой и подростковой ступеней

(средний школьный возраст).

 

Главные линии развития

Типы ситуаций развития

Интегральные новообразования

Учебная ситуация развития

(5-6 класс)

Учебно-проектная

(7 – 9  класс)

Учебно – профессиональная

(перспектива на конец 9 класса)

Субъектность в деятельности

Способность определить границы своего незнания и обратиться ко взрослому с конкретным вопросом, включение в

учебное сотрудничество группы детей с идеальным взрослым как носителем норм мышления и деятельности

Овладение учебной деятельностью (форма – учебное  исследование) в единстве мотивационно-смыслового и операционно-технического компонентов

Готовность к самоопределению как практике становления, связанной с конструированием возможных образов будущего, проектированием и планированием в нем своей индивидуальной траектории (своего пути).

 

Учебно-социальное сотрудничество, формирование способности моделировать и проектировать свою учебную деятельность

Субъектность в общности

Способность определить себя как субъекта совместно-распределенной коллективной учебной деятельности

Потребность определиться в мире отношений, проба активного взаимодействия, эксперимента с миром социальных отношений (социальное экспериментирование), проявление инициативы в организации учебного сотрудничества

Готовность к индивидуальной учебной деятельности вне учебной общности,  

готовность к осуществлению процессов самостоятельного знаниевого конструирования

 

Ориентация на организацию «своей группы» и на вхождение в группу Значимого Другого, моделирование  способов построения отношений между участниками «проекта»

Субъектность в сознании

Принятие позиции учащегося и появление позиции субъекта учебной деятельности

Активное построение образа себя в мире, самореализация, самосознание, самоизменение, самостоятельный познавательный поиск, постановка учебных целей, освоение и самостоятельное осуществление контрольных и оценочных действий

Готовность к базовому возрастному процессу – поиску идентичности на мировоззренческом уровне

 

Осознание себя субъектом собственной учебно-проектной деятельности

 

Специфика рефлексивных процессов при самоопределении подростков обусловлена многообразными реально-практическими ситуациями (познавательными, нравственными, поведенческими) социального (совместного) бытия человека, требующими от него развитого умения «вписаться», скоординировать свое автономное действие с действиями других людей. Важнейшим новообразованием учебно-проектной и учебно-профессиональной ситуаций развития является появление субъекта собственной учебной деятельности. Проявляется готовность и способность к  участию в новых видах деятельности: совместно-распределенной учебной деятельности в личностно-ориентированных формах, совместно-распределенной проектная деятельности ). Исследовательской деятельности в ее разных формах, творческой и спортивной деятельность.

Выпускник основной школы обладает рефлексией общих способов действий и возможностью их переноса в различные учебно-предметные области, способен к качественному преобразованию учебных действий моделирования, контроля и оценки, осуществляет переход от самостоятельной постановки новых учебных задач к развитию способности проектирования собственной учебной деятельности и построению жизненных планов во временной перспективе; у него сформирован научный тип мышления, который ориентирует его на общекультурные образцы, нормы, эталоны и закономерности взаимодействия с окружающим миром;

 

 

В основной школе главным результатом образования является формирование умений организации и программирования эффективной индивидуальной и коллективной деятельности, как учебной, так и социально-творческой; подготовка к осознанному и основанному на предметных знаниях выбору будущей образовательной траектории; приобретение знаний о мере своих прав и обязанностей.

 

Условием успешной учебной деятельности является учебное сотрудничество, такой способ распределения действий между участниками, при котором возможности действия одного партнёра проверяются через действия другого партнёра (Г.А. Цукерман), главная форма взаимодействия, в которой происходит освоение теоретических знаний.

Формы учебного сотрудничества:

  • Сотрудничество с учителем
  • Сотрудничество со сверстниками
  • Сотрудничество с самим собой

Овладение коммуникативными средствами и способами организации кооперации и сотрудничества приводит к  развитию учебного сотрудничества, реализуемого в отношениях обучающихся с учителем и сверстниками, изменяется форма организации учебной деятельности и учебного сотрудничества от классно-урочной к лабораторно-семинарской и лекционно-лабораторной исследовательской.

Результаты  учебного сотрудничества

с учителем: формирование инициативности ученика в совместном проектировании

со сверстниками: инициирование учебного сотрудничества для решения проектных и исследовательских задач

с самим  собой: развитие ученика как субъекта учебно-проектной деятельности

 

Нормативная модель образовательной программы

Преемственность ситуаций развития реализуется в последовательной смене следующих видов деятельности: учебной – учебной с элементами проектной – учебно-проектной. Смена учебного типа ситуации развития на учебно-проектный тип предполагает переход от решения образовательных задач, связанных с предъявлением социальных ценностей самоопределения, к решению образовательных задач, связанных с предъявлением социальных ценностей и задач построения норм отношений. На границе ступеней средней и старшей школы складывается  учебно-профессиональный тип ситуации развития с предъявлением и опробованием ценностей самообразования как образовательной задачи.

 

Типы

ситуаций

развития

Смыслы действий ученика

Действия ученика

Смыслы педагогических действий

Педагогические

действия взрослого

 

Учебный

тип

ситуации

развития

Ученик  ориентирован на самостоятельный поиск способа действия, устанавливает границы своих возможностей

Ставит учебную задачу (самоизменения), оценивает и контролирует способ ее выполнения, аргументирует свою учебную позицию, вступает в дискуссию, выражает отношение к излагаемой точке зрения в рамках учебного предмета

Оказывает конкретную помощь по запросу учащегося, организует учебную дискуссию, Организует пространство учебного позиционирования для самостоятельного выхода учеников на постановку учебной задачи

Поддерживание учебной самостоятельности учащегося. Совершает два чисто учительских действия: строит разрывы и предлагает способы выхода из этих разрывов, выводит учеников на моделирование способа решения учебного противоречия

6.

Учебно-

проектный

тип ситуации

развития

Ученик ориентирован на  построение  отношений в разных позиционных общностях

Проектирует собственные учебные исследования и

организует группы

для их исполнения

(моделирует «свою норму» и «свою группу»)

Создает условия для  становления ученического авторства и для освоения (конструирования и моделирования)  культурных форм построения отношений

Содействие самореализации подростков. Организация пространства социального позиционирования. Совместное освоение проектирования как способа познания.

 

На этапе получения основного общего образования обучающийся получит возможность сформировать и развить в себе следующие личностные качества, составляющие модель выпускника.

Основное общее образование

Обучающийся

  1. Проявляет активность, направленную на построение образа себя в мире, проявляет вариативность мышления, стремится к самодисциплине в учебной и внеучебной деятельности.
  2. Владеет совместно-распределенной учебной деятельностью в личностно-ориентированных формах; совместно-распределенной проектной деятельностью, проявляет способность и желание принимать решения и нести за них ответственность, сознает свою ответственность при проявлении свободы действий и суждений.
  3. Способен осознанно, инициативно, ответственно строить индивидуальную образовательную траекторию, проявляет практическое овладение основами экономических и правовых знаний, компьютерной грамотностью, основами английского языка, выражены интерес и потребность в реализации компонентов культуры здоровья.

Ведущими образовательными процессами, приуроченными к детской и отроческой (младший школьный возраст) ступеням развития, будут формирование специальных способностей – освоение совершенных форм культуры (инкультурация) и обучение ведущим формам деятельности (учение) при сопутствующем образовательном процессе воспитания (социализации). Педагог инициирует следующие взаимоотношения в со-бытийной общности.

 

Линии установления педагогически целесообразных взаимоотношений

Аспекты личностного образа лицеиста

(критерии оценки)

Создание условий для самоопределения

Чувство самоуважения, самостоятельность, самодисциплина, способность к ориентировке в мире духовных ценностей, в жизненных ситуациях, умение принимать решения и нести за них ответственность.

Создание условий для созидательной деятельности

Развающийся интеллект, элементы вариативности мышления школьника, способность оказывать помощь близким и дальним; неспособность причинить вред ни людям, ни природе, ни себе.

Создание условий для социокультурной коммуникации

Любовь к людям, всему живому; сочетание милосердия и доброты; способность к сопереживанию; готовность оказывать помощь близким и дальним; понимание неприкосновенности человеческой жизни; стремление к миру, согласию, добрососедству.

Создание условий для гражданской идентичности личности

Осознание своей ответственности при проявлении свободы действий и суждений, развитие правосознания; основы гражданского патриотизма, основанного на признании культурного многообразия российского общества.

Создание условий для готовности вести здоровый образ жизни

Интерес и потребность в реализации компонентов культуры здоровья: режиме дня, психогигиене, питании, двигательной активности, дыхании, активная поддержка движения по профилактике вредных привычек.

Создание условий для практической подготовки к жизни в современном социокультурном пространстве

Практическое овладение основами экономических и правовых знаний, компьютерной грамотностью, основами английского языка; эстетический вкус; трудолюбие, направленное на приумножение собственного благополучия и благополучия близких.

 

По окончании лицея – среднее (полное) образование –  обучающийся получит возможность сформировать и развить в себе следующие личностные качества, составляющие модель выпускника

Среднее (полное) образование

Выпускник

  1. Владеет системой научных знаний и способов познания, имеет развитый интеллект, обладает вариативностью мышления
  2. Владеет индивидуальной учебной деятельностью, конструкторско-исследовательской деятельностью, социально-ориентированной проектной деятельностью, проявляет «компетентность к обновлению компетенций».
  3. Обладает высоким уровнем самосознания, способен к активному проявлению социальной, патриотической, профессиональной позиции, у него сформировано понимание ценности и неповторимости каждого человека, устойчивый интерес и потребность в реализации компонентов здорового образа жизни.

 

Линии установления педагогически целесообразных взаимоотношений

Аспекты личностного образа лицеиста

(критерии оценки)

Создание условий для самоопределения

Высокий уровень самосознания, чувство собственного достоинства, самоуважения, самостоятельность, самодисциплина, независимость суждений, сочетающаяся с уважением к мнению других людей, способность к ориентировке в мире духовных ценностей, в жизненных ситуациях, умение принимать решения и нести за них ответственность.

Создание условий для созидательной деятельности

Развитый интеллект, вариативность мышления школьника, неудовлетворенность достигнутым, стремление к созиданию; готовность оказывать помощь близким и дальним; неспособность причинить вред ни людям, ни природе, ни себе.

Создание условий для социокультурной коммуникации

Любовь к людям, всему живому; сочетание милосердия и доброты; способность к сопереживанию, альтруизму; готовность оказывать помощь близким и дальним; понимание ценности и неповторимости каждого человека; неприкосновенности человеческой жизни; стремление к миру, согласию, добрососедству; умение проявлять терпимость и доброжелательность ко всем людям, независимо от их расы, национальности, вероисповедания.

Создание условий для гражданской идентичности личности

Осознание нравственного смысла свободы в неразрывной связи с ответственностью, развитие правосознания, умения отстаивать личностный выбор; гражданский патриотизм, основанный на признании культурного многообразия российского общества важнейшим национальным достоянием России.

Создание условий для готовности вести здоровый образ жизни

Устойчивый интерес и потребность в реализации компонентов культуры здоровья: режиме дня, психогигиене, питании, двигательной активности, дыхании, наличие жизненно важных умений и навыков ведения здорового образа жизни; активная поддержка движения по профилактике вредных привычек.

Создание условий для практической подготовки к жизни в современном социокультурном пространстве

«Компетентность к обновлению компетенций»; практическое овладение основами экономических и правовых знаний, компьютерной грамотностью, иностранным языкам; эстетический вкус; трудолюбие и предприимчивость, направленные на создание и приумножение собственного благополучия и благополучия сообщества.

 

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Основное общее образование – вторая ступень общего образования.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации основное общее образование является обязательным и общедоступным.

Федеральный компонент государственного стандарта общего образования направлен на приведение содержания образования в соответствие с возрастными особенностями подросткового периода, когда ребенок устремлен к реальной практической деятельности, познанию мира, самопознанию и самоопределению. Стандарт ориентирован не только на знаниевый, но в первую очередь на деятельностный компонент образования, что позволяет повысить мотивацию обучения, в наибольшей степени реализовать способности, возможности, потребности и интересы ребенка. Специфика педагогических целей основной школы в большей степени связана с личным развитием детей, чем с их учебными успехами.

Федеральный компонент направлен на реализацию следую-щих основных целей:

•           формирование целостного представления о мире, основанного на приобретенных знаниях, умениях, навыках и способах деятельности;

•           приобретение опыта разнообразной деятельности (индивидуальной и коллективной), опыта познания и самопознания;

•           подготовка к осуществлению осознанного выбора индивидуальной образовательной или профессиональной траектории.

Основное общее образование – завершающая ступень обязательного образования в Российской Федерации. Поэтому одним из базовых требований к содержанию образования на этой ступени является достижение выпускниками уровня функциональной грамотности, необходимой в современном обществе, как по математическому и естественнонаучному, так и по социально-культурному направлениям. Одной из важнейших задач основной школы является подготовка обучающихся к осознанному и ответственному выбору жизненного и профессионального пути. Условием достижения этой задачи является последовательная индивидуализация обучения, предпрофильная подготовка на завершающем этапе обучения в основной школе.

В основной школе обучающиеся должны научиться самостоятельно ставить цели и определять пути их достижения, использовать приобретенный в школе опыт деятельности в реальной жизни, за рамками учебного процесса.

Основное общее образование завершается обязательной итоговой государственной аттестацией выпускников в форме ГИА.

 

СРЕДНЕЕ (ПОЛНОЕ) ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Среднее (полное) общее образование – третья, завершающая ступень общего образования.

В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» среднее (полное) общее образование является общедоступным.

Лицейское образование в соответствии с Федеральным компонентом направлено на реализацию следующих основных целей:

•           формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, самостоятельности, инициативности, способности к успешной социализации в обществе;

•           дифференциация обучения с широкими и гибкими возможностями построения старшеклассниками индивидуальных образовательных программ в соответствии с их способностями, склонностями и потребностями;

•           обеспечение обучающимся равных возможностей для их последующего профессионального образования и профессиональной деятельности, том числе с учетом реальных потребностей рынка труда.

Учебные предметы на третьей ступени лицейского образования  представлены на двух уровнях – базовом и углубленном изучении. Оба уровня имеют общеобразовательный характер, однако они ориентированы на приоритетное решение разных комплексов задач.

Базовый уровень изучения учебного предмета ориентирован на формирование общей культуры и в большей степени связан с мировоззренческими, воспитательными и развивающими задачами общего образования, задачами социализации.

Углубленное изучение учебного предмета выбирается исходя из личных склонностей, потребностей учащегося и ориентировано на его подготовку к последующему профессиональному образованию или профессиональной деятельности.

Лицейские классы на третьей ступени образования предполагают углубленное изучение предметов естественнонаучного цикла (10»А», 11 «А»), физико-математического цикла (10 «Б», 11 «Б»), социально-экономических дисциплин (10 «В», 11 «В»).

Среднее (полное) общее образование завершается обязательной итоговой государственной аттестацией выпускников в форме единого государственного экзамена.



[1] Г. А. Игнатьева Краткий конспект лекции «Возрастно-нормативная модель развития обучающихся» // Материалы кафедры педагогики и андрагогики НИРО, март, 2010г.