Шарикомобиль из бахил
07.03.2018 Статья их областной газеты «Нижегородские новости» от 07.03.2018 |
На 8 Марта Татьяне Галатоновой нередко дарят молотки, отвертки, бобины пластика для печати на 3D-принтере... Дело в том, что она — учитель технологии нижегородского лицея № 87 и уроки ведет у мальчиков. Татьяна Евгеньевна учит их деревообработке, конструирует с ребятами механизмы различной сложности.
— Я с удовольствием занималась бы с девочками. Рукодельничать умею и люблю, но приходится столярничать, и это, поверьте, не менее интересно, — с улыбкой признается она.
Таня плюс эксперимент
Принято считать, что пилить, строгать - не женское дело. Однако это мальчишек, посещающих ее уроки, нисколько не смущает. Они с удовольствием учатся у Татьяны Евгеньевны мужскому ремеслу, а ее занятия в кружке технического творчества ученики начальной школы посещают целыми классами. Находятся девочки, которые готовы променять девичьи труды на уроки в столярной мастерской у Галатоновой. А может, и правда, программа по технологии должна быть универсальной? Мальчикам умение готовить простые блюда и держать иголку в руках тоже ведь необходимо…
Школьным учителем технологии инженер-конструктор Татьяна Галатонова стала случайно: с дочкой сделала несколько поделок для школьной выставки, и ее пригласили вести кружок технического творчества. А потом учитель труда в лицее уволился, и ей предложили работать на полную ставку преподавателя технологии. С тех пор вот уже двадцать лет она с удовольствием занимается любимым делом.
Татьяна Евгеньевна убеждена, что преподавать технологию абы как нельзя. В иных школах этому предмету особого внимания не уделяют, вот и выходят из их стен выпускники, все больше ориентированные на гуманитарные специальности, в то время как в стране остро ощущается нехватка специалистов технического профиля. И то, что сегодня решение этой проблемы возвели в ранг государственной задачи, лишний раз подчеркивает правоту преподавателя Галатоновой: без инженерных кадров технического прогресса не будет.
Татьяна Евгеньевна из инженерной династии. Ее папа, Евгений Семенович Коровин, работал заместителем главного технолога, начальником ведущего технологического отдела на заводе «Сокол». Мама, Зоя Михайловна, а потом и сама Татьяна работали инженерами на том же заводе. Дети - дочка Лена и сын Андрей - закончили политехнический институт, тот же факультет, что и мама, и, что важно отметить, работают по специальности.
- Сегодня развивать инженерную смекалку у детей можно только на уроках технологии. Мой опыт показывает, что в пятом классе делать это уже поздно, поэтому я занимаюсь с детьми, начиная с первого класса, - рассказывает Татьяна Галатонова.
Для учеников начальной школы работает кружок «ЭксперименТаниум». Название семь лет назад придумали ученики, которые соединили слово «эксперимент» с именем любимого педагога. Юные исследователи на занятиях в кружке ставят опыты и экспериментальным путем ищут ответы на самые разные вопросы: почему взлетают самолеты, отчего кружатся крылатки клена, по какой причине вода не хочет подниматься на последний этаж. В начальной школе дети знакомятся со всеми основными законами физики.
О сложном простым языком
Понять законы физики помогают поделки из подручных материалов. Например, последняя тема - реактивное движение. Чтобы вникнуть в принципы, разработанные Циолковским, ребята конструируют шарикомобиль. Это цилиндр из картона с колесами из пластиковых коробочек от бахил и привязанным воздушным шариком. Через коктейльную соломинку шарик надувают и запускают: пока воздух выходит из шарика, автомобиль едет. А тему равновесия Татьяна Евгеньевна объясняет с помощью колобков из пластилина и деревянных шпажек. Дети на простых примерах наглядно видят, что чем ниже центр тяжести, тем устойчивее равновесие.
- Кроме столярной базы, у меня обширная игротека, что также открывает широкий простор для творчества. Там нет дорогостоящих робототехнических наборов. Но конструкторы очень разнообразны и по виду, и по материалу, это электротехнические, гидропневматические наборы. Техническое конструирование с детьми - не только интересный способ провести время. Конструкторы развивают мелкую моторику, учат видеть и решать инженерные задачи. Уже стало традицией, что дважды в год мы раздвигаем верстаки, застилаем пол ковром, достаем конструкторы, и вся школа участвует в социальном проекте «Игротека», - рассказывает педагог.
Преподносить науку простым языком Татьяна Галатонова учит и педагогов. Для обмена опытом ее приглашают в разные регионы страны. Раз в месяц Татьяна Евгеньевна ведет мастер-классы для учителей региона в Центре развития творчества детей и юношества Нижегородской области.
В соцсетях Татьяна Евгеньевна нашла таких же увлеченных и творческих педагогов. Они вдохновляют друг друга, обмениваются идеями. Творческий подход поддерживают и коллеги в лицее. Дело в том, что Татьяна Евгеньевна обожает проводить междисциплинарные уроки. Через технологию ее ученики познают физику, биологию, обществознание, русский язык.
Например, электрические цепи с параллельным и последовательным соединением нагрузки и тема «Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными» прекрасно объединяются. Вместе с коллегой, учителем русского языка Натальей Мельниковой, они проводят совместные уроки. Это помогает детям увидеть то, что мир - система, и все в нем связано воедино.
- Педагогов сейчас призывают вести технические кружки, а они боятся браться, считается, что это очень сложно, а я убеждаю, как это можно делать просто и интересно. На мастер-классы приезжают одновременно по 65 человек, просят показать за один раз 6 - 7 поделок и объяснить, как с их помощью знакомить детей с основами физики. Учить педагогов мне тоже нравится, - рассказывает учитель Татьяна Галатонова.
На Московском международном салоне образования ММСО-2017 (а это крупнейшее мероприятие в сфере образования России: открытый форум и самая масштабная в стране выставка новых образовательных технологий) Татьяна Евгеньевна участвовала в двух панельных дискуссиях и выступала с мастер-классами.
Питомцы ее инкубатора
Вот мобильный раскладной мост, в котором медицинские шприцы выполняют роль простейшего гидропривода. Автор проекта - пятиклассник Тимофей Павлов. Это его уже пятый проект. Под руководством Татьяны Евгеньевны он сконструировал автомобиль-подъемник, стапель для сборки стабилизатора самолета и, как у Носова в повести «Веселая семейка», сделал настоящий инкубатор, в котором появились на свет шесть перепелов и одна черная курочка.
- Инкубатор я сделал из обычной картонной коробки, которую мы обшили фольгой для теплоизоляции. Установили лампу-нагреватель. Поместили яйца, которые приходилось переворачивать днем и ночью, и птенцы вылупились, - рассказывает юный изобретатель.
Тимофей - участник и победитель различных технических конкурсов, он даже в Госдуме РФ побывал на Всероссийской конференции юных изобретателей и рационализаторов.
- Регион на этом мероприятии могут представлять не более пяти ребят в сопровождении одного наставника. В 2016 году Нижегородскую область представляли только мои ученики, - с гордостью рассказывает Татьяна Галатонова.
За стеклом школьного стенда в фойе лицея фото ученика Никиты Комарова с президентом Владимиром Путиным, сделанное в 2007 году на Международном авиационно-космическом салоне (МАКС). В общей сложности с легкой руки Татьяны Евгеньевны на МАКСе уже побывали 28 учеников. На последнем авиасалоне лицей представляли пятиклассник Саша Смышляев и третьеклассник Илья Гурьев. Первый представил буровую установку для Марса и вошел в число победителей.
Только что с проектом бикоптера на Балтийском научно-инженерном конкурсе в Санкт-Петербурге третье место занял воспитанник Татьяны Евгеньевны шестиклассник Иван Рыбин, это притом что его соперниками были старшеклассники.
- Если с ребенком серьезно заниматься из года в год, то он непременно выбирает технические специальности. Но, конечно, главное - воспитать Человека с большой буквы, пытливого и отзывчивого, - заключает наша героиня.
Кстати
Система инженерной подготовки, внедренная в лицее № 87, включает кружки технического творчества: «ЭксперименТаниум» для первых и вторых классов, для третьеклассников и четвероклассников - кружок «Юный техник», где ребята выполняют различные проекты. С 5-го по 8-й класс - уроки технологии. А в старших классах - это проектные и исследовательские работы, с которыми ребята уже участвуют в олимпиадах по технологии.
Парадокс: в программе 9—11-х классов предмета «технология» нет, а олимпиада по технологии есть. И в отличие от других дисциплин в ней три этапа: прежде чем продемонстрировать знание теории, практические навыки, надо выполнить серьезную проектную работу. Так, в прошлом году воспитанник 87-го лицея Кирилл Петренко стал победителем региональной олимпиады.
Мнение
Светлана КУЛЕВА, директор лицея № 87:
- Татьяна Галатонова — уникальный учитель. Не всякий мужчина может выполнить тот объем работы (уроки, внеурочная деятельность, классное руководство), который выполняет она. Все делает с любовью. Эта включенность в работу дорогого стоит.
Наш лицей физико-математический, мы взаимодействуем со многими нижегородскими предприятиями. Система подготовки ребят, выстроенная с опорой на техническое творчество, нам кажется очень перспективной. Татьяна Евгеньевна учит ребят нестандартным инженерным решениям. Это важно, ведь сегодня стоит задача сделать более тесными связи школы и промышленного производства.