Наставничество
Организация наставничества в образовательном учреждении
Наставничество рассматривается как перспективная образовательная технология, которая позволяет передавать знания, формировать необходимые навыки и осознанность быстрее, чем традиционные способы.
Наставничество — серьезный, ответственный процесс, поэтому большую роль играет изначальная мотивация педагога. Задача наставника – помочь наставляемому реализовать себя, развить личностные качества, коммуникативные и управленческие умения. Наставничество – это общественное поручение, основанное на принципе добровольности, и учитывать следующее: педагог наставник должен обладать высокими профессиональными качествами, коммуникативными способностями, пользоваться авторитетом в коллективе среди коллег, учащихся (воспитанников), родителей.
Распоряжение Минпросвещения России от 25.12.2019 № Р-145 «Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик отмена опытом между обучающимися».
Дорожная карта внедрения целевой модели наставничества в МБОУ «Лицей № 87 имени Л.И.Новиковой»
Анкеты
Если вы хотите стать частью этого проекта, в качестве наставника и/или наставляемого, то просим Вас заполнить соответствующие анкеты/заявки.
Проект "Модель сопровождения проектов (исследовательской, творческой и т.п) деятельности обучающихся лицея в соответствии с их индивидуальными потребностями на разных уровнях образования, в том числе в цифровой среде". (открыть/скачать)
Программа наставничества в МБОУ "Лицей № 87 имени Л.И.Новиковой" на 2023-2028 гг.
Инновационная площадка Министерства науки и высшего образования Российской Федерации "Модели сопровождения проектной деятельности обучающихся в соответствии с их индивидуальными потребностями на разных уровнях образования, в том числе в цифровой среде"
Модель наставничества в лицее как фактор формирования креативности старших школьников
С.В.Кулева, директор лицея,Заслуженный учитель РФ,к.п.н.
Т.В.Нефедова, зам.директора по научно-методической работе, к.п.н
Начало нового столетия знаменует поистине глобальный характер интеграционных процессов в экономической, политической, финансовой, информационной сферах общества. Поэтому сегодня как никогда остро стоит проблема адаптации и социализации человека в быстро меняющейся современной действительности. Важнейшим результатом социокультурного развития ХХ столетия стало признание того факта, что человек рассматривается как главный созидатель исторического прогресса. В этой связи фундаментальное значение имеет творческое становление подрастающего поколения, которое в силу своих социально-психологических характеристик является одной из движущих сил поступательного развития культуры, ее сохранения и приумножения.
И не случайно преобладающей образовательной стратегией во всем мире сегодня является стратегия формирования творческой индивидуальности, направленная на реализацию потенциальных возможностей каждого обучающегося, его креативности как атрибута духовности, основы самовыражения и самореализации. Именно творческая деятельность человека определяется в качестве системообразующего элемента экономического, социального и культурологического устройства общественной жизни, а творчески активные люди являются национальным достоянием, богатством страны. Поэтому чем эффективнее развивается креативность отдельной личности, тем более динамично и поступательно осуществляется эволюция общественной жизни в целом.
Необходимость и значимость развития креативности личности продиктованы несколькими факторами. Во-первых, глобализацией и интенсификацией жизненного пространства, когда кардинальные изменения в социокультурной и производственной сферах требуют высокого уровня развития адаптационных свойств и креативности человека. Во-вторых, качественной характеристикой высших достижений в науке, культуре, производстве, которые обусловлены, прежде всего, высоким уровнем творческого потенциала их авторов. В-третьих, ускоренным темпом обновления научного знания и активным внедрением современных информационно-коммуникативных технологий в повседневную жизнь людей, что выводит в ранг приоритетных проблему интенсивного развития креативности личности каждого человека.
Социальная значимость и практическая актуальность продиктовали необходимость поиска и разработки систем развития креативности в условиях современного информационного общества. В МБОУ "Лицей № 87 им Л.И.Новиковой" города Нижнего Новгорода создана и апробирована модель педагогического наставничества обучающихся в проектно-исследовательской деятельности, позволяющая использовать лучшие традиционные и цифровые инструменты развития креативного мышления лицеистов. Основная идея и новизна педагогического опыта заключаются в проектировании модульного учебного плана на уровне среднего общего образования ( 10-11 класса) в соответствии с реализуемым ФГОС СОО, позволяющего организовать профильное предметное обучение на базе ВУЗов с использованием наставничества по типу «учитель - ученик – студент (выпускник лицея) – преподаватель ВУЗа».
Реализация на практике предложенной модели сопровождения проектной деятельности обучающихся связана с решением ряда проблем:
- проблемы повышения качественного уровня оказания образовательных услуг общего образования детей не отдельным учреждением, а системой в целом, что продиктовано, прежде всего, требованиями экономики;
- проблемы дефицита используемых ресурсов и отсутствия необходимых технологий;
- проблемы интеграции учреждений общего и высшего образования с целью создания единого образовательного пространства для воспитания и социализации детей в рамках реализации ФГОС;
- проблемы развития и повышения уровня медиакультуры педагогов;
- проблемы развития социального партнерства.
Кроме того, с помощью предложенной модели решаются задачи отбора содержания и формирования вариативного набора модульных программ обучения школьников с учетом возрастных категорий учащихся, ориентированных на развитие одаренности у детей и подростков, расширяющих кругозор, вызывающих повышенный интерес у школьников к изучению предметов в выбранном ими профиле и усиливающих их мотивацию к обучению, позволяющих обеспечить процесс профессионального самоопределения на базе сетевой школы университета. Модель позволяет организовать профильное обучение одаренных детей и подростков, проявивших способности в области академических наук, с учетом их интересов и запросов, обеспечивающее их профессиональную ориентацию, адаптацию к жизни в обществе, направленное на формирование и развитие их творческих способностей, удовлетворение индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном совершенствовании. Позволяет качественно вести проектную работу с привлечением профессорско-преподавательского состава и молодых ученых курирующих кафедр, формировать научное сетевое сообщество школьников, студентов, ученых для расширения возможности реализации интеллектуальных, творческих и организаторских способностей одарённых детей в научно – практических конференциях, интеллектуальных играх, творческих выставках в целях популяризации современных достижений науки и техники, формирования у учащихся первичного опыта научно-исследовательской деятельности.
Разработанные и реализуемые модульные программы по профильному предметному обучению и развитию одаренности у детей и подростков, охватывают различные академические направления:
1) включают изучение широких тем и проблем, что позволяет учитывать интерес одаренных детей к универсальному, их повышенное стремление к обобщению, теоретическую ориентацию и интерес к будущему;
2) в обучении используется междисциплинарный подход на основе интеграции тем и проблем, относящихся к различным областям знания. Это позволяет стимулировать стремление одаренных детей к расширению и углублению своих знаний, а также развивать их способности к соотнесению разнородных явлений и поиску решений на «стыке» разных типов знаний;
3) предполагают изучение проблем «открытого типа», позволяющих учитывать склонность детей к исследовательскому типу поведения, проблемности обучения и т.д., а также формировать навыки и методы исследовательской работы;
4) учитывают интересы одаренного ребенка и в максимальной мере поощряется углубленное изучение тем, выбранных самим ребенком;
5) предполагают содействовать изучению способов получения знаний (процедурных знаний, или «знаний о том, как»);
6) обеспечивают гибкость и вариативность учебного процесса с точки зрения содержания, форм и методов обучения, вплоть до возможности их корректировки самими детьми с учетом характера их меняющихся потребностей и специфики их индивидуальных способов деятельности;
7) поддерживают и развивают самостоятельность в учении;
8) гарантируют наличие и свободное использование разнообразных источников и способов получения информации;
9) предполагают обучение детей оценке результатов своей работы с помощью содержательных критериев, формированию у них навыков публичного обсуждения и отстаивания своих идей и результатов;
10) способствуют развитию рефлексии, самопознания, а также пониманию индивидуальных особенностей других людей;
11) включают элементы психологической поддержки с учетом своеобразия личности каждого одаренного ребенка.
Оценка эффективности работы предложенной модели путем мониторинга программ наставничества дает возможность представлять, как происходит процесс наставничества в лицее, каковы изменения во взаимодействиях наставника с наставляемым (группой наставляемых), какова динамика развития наставляемых и удовлетворенности наставника своей деятельностью.
Среди основных критериев-маркеров можно выделить:
- обновление содержания, форм и средств организации образовательного процесса по освоению программ на профильном уровне;
- повышение степени удовлетворенности качеством образования субъектов образовательного процесса;
- повышение уровня внешней оценки качества образования организаций – участников взаимодействия;
- формирование инновационного поведения субъектов образовательного процесса;
- появление новых педагогических практик;
- готовность педагогов к эффективной реализации образовательных программ с использованием ресурсов взаимодействия с высшими учебными заведениями.
Первые результаты мониторинга позволяют сделать вывод: предложенная модель педагогического наставничества проектно-исследовательской деятельности с использованием инструментов развития креативности оказывает существенное влияние на познавательные возможности школьников, обуславливает дальнейший ход общего интеллектуального развития и является фактором становления креативности как общей универсальной способности к творчеству.