Фотогалерея






Школьная экологическая экспедиция в Пустынский заказник с. Пустынь Арзамасского р-на Нижегородской области на базе учебно-исследовательского полевого стационара «Сережа»

ГлавнаяНовости и объявленияШкольная экологическая экспедиция в Пустынский заказник с. Пустынь Арзамасского р-на Нижегородской области на базе учебно-исследовательского полевого стационара «Сережа»
19.09.2022
С 8 по 14 июля 2022 года состоялась очередная школьная экологическая экспедиция в Пустынский заказник с. Пустынь Арзамасского р-на Нижегородской области на базе учебно-исследовательского полевого стационара «Сережа».

Руководителем экспедиции и директором учебно-исследовательского полевого стационара «Сережа» является к.х.н., доцент Шустов Сергей Борисович. В экспедиции приняли участие 14 учащихся 7-10 классов лицея № 87.

Концепция экспедиции заключается в том, что:

  1. Объекты природы и эколого-биологические явления изучаются школьниками в естественной среде путем погружения в тематические и маршрутные экскурсии, посредством полевых исследований и, далее,  приемами соответствующего критико-аналитического и эмоционального осмысления.
  2. Одними из главных инструментов познания, описания (фиксации) и изучения объектов и явлений природы являются современные цифровые технологии и мобильные устройства.
  3. Объекты и явления природы, отраженные и зафиксированные посредством цифровых технологий и мобильных устройств, являются основой для креативной (в том числе – проектной) учебно-исследовательской деятельности учащихся (как собственно в полевых условиях, так и впоследствии – в стенах учебного заведения), органично включая в себя гуманитарно-художественные и эстетические аспекты.
  4. Креативность современного школьника – как системообразующий компонент его мировоззрения, а также как одна из основных и значимых компетенций XXI века, может быть сформирована в условиях недетерминированной насыщенной образовательной среды с множеством проблемных ситуаций, где само применение, например, мобильных устройств или традиционных гуманитарных методик потребует нестандартного мышления и поведения от учащегося, обогатит и разовьет его личностный опыт в рамках группового интеллектуального сотрудничества. 

В ходе экспедиции решаются три основные взаимосвязанные и взаимообусловленные учебно-практические задачи:

  1. Познакомить школьников с живыми объектами природы Средней полосы России (растения, грибы, водоросли, млекопитающие, птицы, амфибии и рептилии, насекомые и пр, ), выясняя при этом их экологические связи и отношения, а также с жизнью крупных экосистем и сообществ (озера, болота, речные поймы, леса различного типа и возраста, культурно-антропогенные ландшафты и др.) непосредственно в рамках полевых экскурсий и исследований.
  2. Показать и освоить методики применения современных цифровых технологий и мобильных устройств для фиксации, обработки и изучения вышеназванных живых объектов и явления русской природы.
  3. Разработать и внедрить в практику методики проектной активности на основе набранного и обработанного материала с целью развития у школьников интереса к креативной научно-исследовательской, гуманитарно-художественной и эстетической деятельностям.

Разнообразие стаций, присущих Пустынскому природному комплексу, богатство фито- и зооценозов, огромное разнообразие растений, грибов, лишайников, типов почв, беспозвоночных, птиц, позволило найти множество направлений для организации учебно-исследовательской работы школьников на базе Пустынского заказника.

Одним из основных принципов организации работы в экспедиции мы считаем личную заинтересованность и проблемность исследований. Школьники знакомятся с природной средой, с различными проблемами экологического или медико-биологического характера и выбирают ту, которая интересует их в первую очередь. Обязательное обучение основам щадящего туризма также крайне необходимо для настоящего эколога. Во-первых, туристические навыки необходимы в полевых исследованиях. Во-вторых, каждый человек, бывающий на природе, обязан уметь бережно относиться к ней. И, в-третьих, экологический туризм как самостоятельное направление весьма интересен и может служить темой для отдельного исследования.

Использование  цифровых технологий и мобильных устройств в природоохранной и экологической сферах, в свою очередь, позволяет решать следующие задачи:

В целом, практическая работа в природе поднимает экологическое образование и воспитание на более высокий уровень, способствует закреплению полученных знаний, формированию субъектного, нравственно-эмоционального отношения к природе. Кроме того, без целостного представления природы, без практического понимания взаимосвязей между природными объектами, человеком и человеческой деятельностью трудно представить экологически грамотною и воспитанную личность.

Целостное видение природы гораздо эффективнее вырабатывается в полевых условиях, когда учащиеся наблюдают и звездное небо, учатся ориентироваться на местности с помощью астрономических, географических и биологических методов, изучают природные объекты с различных сторон, осознают себя в природе, отслеживают «экологический след» человека. Знание природы края, включая практическую деятельность в области изучения животных и растений, включенных в Красную Книгу Нижегородской области, также является актуальным в настоящее время.

Записки экспедиционера (открыть/скачать)