Развитие интеллектуального потенциала учащихся 3-4 классов
АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА НИЖНЕГО НОВГОРОДА
Департамент образования
муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Лицей № 87 имени Л.И.Новиковой»
Утверждено на заседании Научно-методического совета МБОУ «Лицей №87 имени Л.И. Новиковой» Протокол № 6 от 19.06.2014 Председатель НМС М.А. Крылова |
УТВЕРЖДАЮ |
ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
«Развитие интеллектуального потенциала учащихся 3-4 классов»
Автор:
педагог-психолог
Степанова Татьяна Игоревна
Нижний Новгород
2014 года
СОДЕРЖАНИЕ
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
- ПРОГРАММА КУРСА
- УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ
- СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Пояснительная записка
Проживание ребёнком каждого возрастного периода подразумевает решение им определённых психологических задач. В младшем школьном возрасте это:
- Обретение целостной установки по отношению к себе как к растущему организму;
- Развитие базовых учебных навыков;
- Развитие произвольности.
Основное образование личности — обретение чувства умелости, компетентности. И, если в этот момент будут отсутствовать благоприятные обстоятельства, у ребёнка возникает чувство неполноценности.
В младшем школьном возрасте происходит интенсивное развитие интеллекта детей. Развиваются и превращаются в регулируемые произвольные процессы такие психические функции, как мышление, восприятие, память, которые обеспечивают усвоение знаний. Качество усвоения знаний зависит от развития логического мышления, и дальнейшего формирования понятийного мышления в подростковом возрасте. Происходит переход к стадии формальных операций, которая связана с определённым уровнем развития способности к обобщению и абстрагированию. Уже в начальной школе дети должны овладеть элементами логических операций обобщения, классификации, анализа и синтеза, сравнения. Также не следует забывать и о развитии творческого потенциала личности ребёнка, в основе которого лежит представление о творческих возможностях как реализации человеком собственной индивидуальности.
Основной принцип развития творческого потенциала — трансформация содержания выполняемого ребёнком задания в его эмоциональное отношение к нему. Т.о. работа идёт вокруг эмоционального содержания, используются принципы развивающего обучения: проблемность, диалогичность, индивидуализация.
Высокий уровень творческих достижений у детей может ожидаться только при совпадении трёх факторов: творческих способностей, творческих умений и творческой мотивации. Ведь у многих детей, даже одарённых, нет потребности к творчеству. Необходимо прививать детям потребность творить.
Программа развития интеллектуальных способностей направлена обучить школьников 3-4-х классов умениям выполнять основные мыслительные операции с понятиями, получать знания, применять их в повседневной практике, повысить уровень познавательной сферы, положительную школьную мотивацию. Задания направлены на формирование у школьников умений проводить семантический анализ и понимать общий и переносный смысл слов, фраз и текстов, выделять главные мысли в тексте. В ходе занятий создаются условия, обеспечивающие учащимся свободное выражение эмоциональных состояний, идёт обучение способам группового взаимодействия, развитие коммуникативных и организаторских навыков.
Цель программы: сформировать у детей мотивацию и позитивный настрой к познавательной деятельности через развитие умения выполнять основные мыслительные операции с понятиями.
Для этого в ходе реализации программы решаются следующие задачи:
- Развитие умения анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать;
- Развитие воображения;
- Развитие способности к планированию и прогнозированию;
- Развитие творческой и исследовательской мотивации;
- Обучение способам группового взаимодействия;
- Развитие навыков использования имеющихся знаний в новых условиях.
Структура программы
Основой обучения по программе является занятие с элементами тренинга. По своей структуре занятие делится на вводную, основную и заключительную часть.
- Вводная часть. Задачей вводной части является создание у учащихся положительного эмоционального фона, интеллектуальной разминки (фронтальная форма работа), которая направлена на тренировку элементарных мыслительных операций, на активизацию мыслительной деятельности. Разминка состоит из вопросов, способных вызвать интерес и рассчитанных на сообразительность, быстроту реакции, которые подготавливают ребенка к активной учебно-познавательной деятельности (загадки, шарады, «хитрые вопросы», логические задачи). Кроме того, в начале каждого занятия проводится 3-5-тиминутная релаксация в качестве отдыха от основной учебной деятельности и настройки на работу в ходе данного занятия.
Продолжительность вводной части — 5-7 минут. - Основная часть. Задания составлены с учётом их направленности на осуществление дифференциации познавательных структур для коллективной работы в классе. В системе заданий реализован принцип «спирали», т.е. возвращение к одному и тому же заданию, но на более высоком уровне трудности.
Этапы основной части:
- Развитие вербально-понятийного мышления и речи (работа с понятиями). Учащимся объясняется, какие мыслительные операции будут совершенствоваться в последующих упражнениях. После объяснения основного материала, учащиеся придумывают свои примеры (устно), а затем самостоятельно выполняют задания в тетради.
- Логические поисковые задания (задания на развитие мыслительных операций анализа и синтеза (ребусы, спрятанное слово, кроссворды, змейка, переставь буквы по примеру, найди спрятанные слова в таблице; запиши слово в скобках, которое служит окончанием первого слова и началом второго; решение логических задач; найди девятый рисунок; определи два числа и т.д.)).
- Развитие и тренировка психических процессов памяти, внимания, воображения, пространственных представлений (найди спрятанные слова; запомни слова, фигуры; танграм; найди отражения квадратиков; разверстка фигуры; графический диктант; найди одинаковые кубики, «словесный лабиринт, что больше?» и т.д.).
- Проведение психологических упражнений, обеспечивающих сплочение группы, повышающих доверие участников друг другу, углубляющих процессы самораскрытия и эмоционального раскрепощения.
Продолжительность основной части урока — 25-30 минут.
- Заключительная часть. Подведение итогов работы. Обсуждение результатов работы и тех трудностей, которых возникли у детей при выполнении заданий, рефлексия.
Продолжительность заключительной части — 5 минут.
Программа рассчитана на 2 года обучения:
- Развитие основных мыслительных операций с понятиями: анализ, сопоставление и объединение по сходным признакам, обобщение и установление различных логических связей (3-й год обучения).
- Формирование умений проводить семантический анализ и понимать общий и переносный смысл слов, фраз и текстов, выделять главные мысли в тексте (4 год обучения).
Прогнозируемые результаты программы.
Результатом программы является формирование культуры здоровья учащихся как интегративного качества, состоящего из 2-х компонентов — компетентности и здоровой жизнедеятельности.
Компетентность учащихся формируется как совокупность знаний о здоровье (прежде всего в аспекте духовного и психологического здоровья), понимания угроз и рисков для здоровья (в 1-ю очередь тех, которые исходят из деструктивной среды), приобретения и развития опыта по управлению своим здоровьем как ресурсом (в аспекте правильного целеполагания и способности к рефлексии).
Здоровая жизнедеятельность осуществляется как выработка мотивации и потребности в здоровом образе жизни, в самопознании, поиске смысла собственной жизни и не подлежащей пересмотру ценности жизни других людей , навыки поведения, альтернативного молодёжной антикультуре, разрушающей личность (стремление и способность к творчеству в разных проявлениях).
Всё это создаёт условия для распространения в межличностных отношениях подростков понимания, доброжелательности, открытости, солидарности, укрепляет их ценностные основания.
3 класс — Тематическое планирование
№ |
Тема занятий |
|
1 |
Тема 1. Знакомство с задачами работы. Психологические игры на сплочение группы. Входное исследование познавательных процессов, учебной мотивации. |
Теория |
Практика |
||
2 |
Тема 2. Развитие мыслительных операций анализа и синтеза. Тренировка опосредованной памяти. |
Теория |
Практика |
||
3 |
Тема 3. Развитие мыслительных операций анализа и синтеза. Установление закономерностей. |
Теория |
Практика |
||
4 |
Тема 4. Развитие пространственных представлений. Тренировка зрительной памяти. |
Теория |
Практика |
||
5 |
Тема 5. Развитие словесно-логического мышления (аналогии). Тренировка распределения и избирательности внимания. |
Теория |
Практика |
||
6 |
Тема 6. Тренировка вербальной опосредованной памяти. Развитие вербального, логического мышления. |
Теория |
Практика |
||
7 |
Тема 7. Развитие творческого мышления, операции сравнения. |
Теория |
Практика |
||
8 |
Тема 8. Тренировка опосредованной памяти. Развитие внутреннего плана действия. |
Теория |
Практика |
||
9 |
Тема 9. Тренировка произвольного внимания. Развитие пространственных представлений. |
Теория |
Практика |
||
10 |
Тема 10. Развитие вербально-понятийного мышления, мыслительных операций анализа и синтеза. |
Теория |
Практика |
||
11 |
Тема 11. Тренировка опосредованной памяти. Развитие пространственных представлений. |
Теория |
Практика |
||
12 |
Тема 12. Развитие внутреннего плана действия. Тренировка слуховой памяти. |
Теория |
Практика |
||
13 |
Тема 13. Тренировка опосредованной вербальной памяти. Развитие вербально-понятийного мышления. |
Теория |
Практика |
||
14 |
Тема 14. Тренировка распределения и избирательности внимания. Внутренний план действия. |
Теория |
Практика |
||
15 |
Тема 15. Установление закономерностей. Тренировка непосредственной памяти, избирательности внимания. |
Теория |
Практика |
||
16 |
Тема 16. Развитие словесно-логического мышления (аналогии). Тренировка опосредованной невербальной памяти. |
Теория |
Практика |
||
17 |
Тема 17. Развитие понятийного мышления. Тренировка распределения и избирательности внимания. |
Теория |
Практика |
||
18 |
Тема 18. Развитие способности мыслить последовательно, рассуждать. Развитие мыслительных операций анализа и синтеза. |
Теория |
Практика |
||
19 |
Тема 19. Промежуточное исследование познавательных процессов. |
Теория |
Практика |
||
20 |
Тема 20. Формирование способности рассуждать. Тренировка концентрации и избирательности внимания. |
Теория |
Практика |
||
21 |
Тема 21. Развитие пространственных представлений, мыслительных операций анализа и синтеза. |
Теория |
Практика |
||
22 |
Тема 22. Тренировка опосредованной памяти, внимания. Установление закономерностей. |
Теория |
Практика |
||
23 |
Тема 23. Развитие вербально-понятийного мышления. Тренировка концентрации и избирательности внимания. |
Теория |
Практика |
||
24 |
Тема 24. Установление закономерностей. Развитие мыслительных операций анализа |
Теория |
Практика |
||
25 |
Тема 25. Причинно-следственные отношения между понятиями. Тренировка внимания. |
Теория |
Практика |
||
26 |
Тема 26. Причинно-следственные отношения между понятиями. Развитие мыслительных операций анализа и синтеза, внимания. |
Теория |
Практика |
||
27 |
Тема 27. Развитие мыслительных операций анализа и синтеза. Развитие пространственных представлений, произвольной сферы. |
Теория |
Практика |
||
28 |
Тема 28. Умение рассуждать, выявление отношения противоположностей. Тренировка опосредованной памяти. |
Теория |
Практика |
||
29 |
Тема 29. Тренировка слуховой памяти. Способность самостоятельно мыслить, рассуждать. |
Теория |
Практика |
||
30 |
Тема 30. Развитие словесно-логического мышления (аналогии). Тренировка концентрации и избирательности внимания. |
Теория |
Практика |
||
31 |
Тема 31. Развитие наглядно-образного мышления. Развитие внутреннего плана действий. |
Теория |
Практика |
||
32 |
Тема 32. Тренировка логической памяти. Развитие произвольности. |
Теория |
Практика |
||
33 |
Тема 33. Развитие мышления (аналогии). Тренировка вербальной опосредованной памяти, концентрации и избирательности внимания. |
Теория |
Практика |
||
34 |
Тема 34. Развитие мышления (наглядно-образного; способность самостоятельно мыслить, рассуждать; процесса обобщения). Тренировка распределения и избирательности внимания. |
Теория |
Практика |
||
35 |
Тема 35. Итоговое исследование познавательных процессов, учебной мотивации. |
Практика |
36 |
Тема 36. Итоговое занятие. |
Теория |
Практика |
4 класс — Тематическое планирование
№ |
Тема занятий |
|
1 |
Тема 1. Знакомство с задачами работы. Психологические игры на сплочение группы. Входное исследование познавательных процессов, учебной мотивации . |
Теория |
Практика |
||
2 |
Тема 2. Развитие вербально-понятийного мышления. Способность мыслить, рассуждать. Внутренний план действия (повторение 3 кл). |
Теория |
Практика |
||
3 |
Тема 3. Развитие мышления (функциональные отношения). Пространственные представления. |
Теория |
Практика |
||
4 |
Тема 4. Развитие мышления (функциональные отношения). Тренировка распределения и избирательности внимания. |
Теория |
Практика |
||
5 |
Тема 5. Развитие мышления (функциональные отношения). Тренировка произвольного внимания. |
Теория |
Практика |
||
6 |
Тема 6. Развитие наглядно-образного мышления, мыслительных операций анализа и синтеза. |
Теория |
Практика |
||
7 |
Тема 7. Развитие мыслительных операций анализа и синтеза. Тренировка концентрации и избирательности внимания. |
Теория |
Практика |
||
8 |
Тема 8. Способность мыслить, рассуждать. Развитие мыслительных операций анализа и синтеза. |
Теория |
Практика |
||
9 |
Тема 9. Развитие речи. Развитие логического мышления. |
Теория |
Практика |
||
10 |
Тема 10. Способность мыслить, рассуждать. Внутренний план действия. |
Теория |
Практика |
||
11 |
Тема 11. Развитие речи. Тренировка концентрации и избирательности внимания. |
Теория |
Практика |
||
12 |
Тема 12. Развитие вербально-смыслового мышления. Тренировка слуховой памяти. |
Теория |
Практика |
||
13 |
Тема 13. Развитие вербально-смыслового мышления. Установление закономерностей. |
Теория |
Практика |
||
14 |
Тема 14. Развитие вербально-смыслового мышления. Тренировка переключения внимания. |
Теория |
Практика |
||
15 |
Тема 15. Развитие внутреннего плана действия, логического мышления. |
Теория |
Практика |
||
16 |
Тема 16. Развитие вербально-смыслового мышления развитие мыслительных операций анализа и синтеза. |
Теория |
Практика |
||
17 |
Тема 17. Тренировка концентрации и избирательности внимания. Внутренний план действия. |
Теория |
Практика |
||
18 |
Тема 18. Развитие логического мышления . Тренировка опосредованной зрительной памяти. |
Теория |
Практика |
||
19 |
Тема 19. Промежуточное исследование познавательных процессов. |
Теория |
Практика |
||
20 |
Тема 20. Развитие мыслительных операций анализа и синтеза, наглядно-образного мышления. |
Теория |
Практика |
||
21 |
Тема 21. Установление закономерностей. Тренировка концентрации и избирательности внимания. |
Теория |
Практика |
||
22 |
Тема 22. Развитие вербально-смыслового мышления. Тренировка концентрации и избирательности внимания. |
Теория |
Практика |
||
23 |
Тема 23. Развитие речи (грамматические конструкции). Тренировка опосредованной слуховой памяти. |
Теория |
Практика |
||
24 |
Тема 24. Развитие речи (грамматические конструкции). Развитие произвольной сферы, пространственных представлений. |
Теория |
Практика |
||
25 |
Тема 25. Развитие речи (смысловые конструкции текста). Развитие логического мышления. |
Теория |
Практика |
||
26 |
Тема 26. Развитие речи (смысловые конструкции текста). Тренировка распределения и избирательности внимания. |
Теория |
Практика |
||
27 |
Тема 27. Развитие речи (смысловые конструкции текста). Способность мыслить, рассуждать. |
Теория |
Практика |
||
28 |
Тема 28. Тренировка концентрации и избирательности внимания. Пространственные представления. |
Теория |
Практика |
||
29 |
Тема 29. Развитие наглядно-образного мышления. Тренировка распределения и избирательности внимания. |
Теория |
Практика |
||
30 |
Тема 30. Тренировка произвольного внимания. Развитие речи, пространственных представлений. |
Теория |
Практика |
||
31 |
Тема 31. Тренировка слуховой памяти. Развитие мыслительных операций анализа и синтеза. |
Теория |
Практика |
||
32 |
Тема 32. Тренировка зрительной памяти. Развитие речи, пространственных представлений. |
Теория |
Практика |
||
33 |
Тема 33. Развитие вербально-смыслового мышления (классификация). Тренировка концентрации и избирательности внимания. |
Теория |
Практика |
||
34 |
Тема 34. Развитие вербально-смыслового мышления (классификация). Развитие речи. |
Теория |
Практика |
||
35 |
Тема 35. Итоговое исследование познавательных процессов, учебной мотивации. |
Теория |
Практика |
||
36 |
Тема 36. Итоговое занятие. |
Теория |
Практика |
Список использованной литературы
- Акимова М.К., Козлова В.Т. Психологическая коррекция умственного развития школьников. — М., 2000.
- Афонькин С.Ю. Учимся мыслить логически. Увлекательные задачи на развитие логического мышления. — СПб., 2002.
- Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. М.: Совершенство, 1998 г.
- Битянова М.Р., Азарова Т.В., Афанасьева Е.И., Васильева Н.Л. Работа психолога в начальной школе. — М.: Изд-во «Совершенство», 1998.
- Винокурова Н.К. 5000 игр и головоломок для школьников. — М., 2003.
- Винокурова Н.К. Подумаем вместе. Сборник тестов, задач, упражнений. Кн.1, 3, 4. — М.: РОСТ, Скрин, 1998.
- Воронина Т.П. 100 головоломок, игр, занимательных задач, викторин. — М., 2001.
- Выготский Л.С. Собр. соч. — М., 1984. — Т 4.
- Выготский Л.С. Педагогическая психология. — М., 1991.
- Зак А.З. Как развивать логическое мышление: 800 занимательных задач для детей 6–15 лет. — М., 2001.
- Зак А.З. Поиск девятого. Игра на поиск закономерностей для детей 6 –10 лет. — М., 1993.
- Локалова Н.П. 120 уроков психологического развития младших школьников (Психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся I-IV классов). — М.: «Ось-89», 2006.
- Макшанов С.И., Хрящёва Н.Ю. Психогимнастика в тренинге. — СПб, 1993.
- Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. — М.:ТЦ, Сфера, 2002.
- Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей. — Ярославль : Академия развития, 1996 г.
- Сухин И.Г. 800 новых логических и математических головоломок. — СПб., 2001.
- Тихомирова Л.Ф., Басов А.В. Развитие логического мышления. — Ярославль, 1996.
- Тихомирова Л.Ф. Формирование и развитие интеллектуальных способностей ребёнка. — М., 2000.
- Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: — Практическое пособие. В 4-х томах.- М.: Генезис, 1999 г.
- Холодова О.А. Юным умникам и умницам: Развитие познавательных способностей/ Методическое пособие, 3,4 класс. — М.: Росткнига, 2004.
- Цзен Н.В., Пахомов Ю.В. Психотренинг: игры и упражнения. — М.: Физкультура и спорт, 1988 г.