Фотогалерея







Развитие интеллектуального потенциала учащихся 3-4 классов

ГлавнаяПсихологическая службаРазвитие интеллектуального потенциала учащихся 3-4 классов

АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА НИЖНЕГО НОВГОРОДА
Департамент образования
муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Лицей № 87 имени Л.И.Новиковой»


Утверждено
на заседании 
Научно-методического совета
МБОУ «Лицей №87 
имени Л.И. Новиковой»
Протокол № 6 от 19.06.2014
Председатель НМС М.А. Крылова

УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ «Лицей №87 
имени Л.И. Новиковой»
______________С.В. Кулёва



ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
«Развитие интеллектуального потенциала учащихся 3-4 классов»

Автор:
педагог-психолог
Степанова Татьяна Игоревна


Нижний Новгород

2014 года

СОДЕРЖАНИЕ

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
  2. ПРОГРАММА КУРСА
  3. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ
  4. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


Пояснительная записка

Проживание ребёнком каждого возрастного периода подразумевает решение им определённых психологических задач. В младшем школьном возрасте это:

  1. Обретение целостной установки по отношению к себе как к растущему организму;
  2. Развитие базовых учебных навыков;
  3. Развитие произвольности.

Основное образование личности — обретение чувства умелости, компетентности. И, если в этот момент будут отсутствовать благоприятные обстоятельства, у ребёнка возникает чувство неполноценности.

В младшем школьном возрасте происходит интенсивное развитие интеллекта детей. Развиваются и превращаются в регулируемые произвольные процессы такие психические функции, как мышление, восприятие, память, которые обеспечивают усвоение знаний. Качество усвоения знаний зависит от развития логического мышления, и дальнейшего формирования понятийного мышления в подростковом возрасте. Происходит переход к стадии формальных операций, которая связана с определённым уровнем развития способности к обобщению и абстрагированию. Уже в начальной школе дети должны овладеть элементами логических операций обобщения, классификации, анализа и синтеза, сравнения. Также не следует забывать и о развитии творческого потенциала личности ребёнка, в основе которого лежит представление о творческих возможностях как реализации человеком собственной индивидуальности.

Основной принцип развития творческого потенциала — трансформация содержания выполняемого ребёнком задания в его эмоциональное отношение к нему. Т.о. работа идёт вокруг эмоционального содержания, используются принципы развивающего обучения: проблемность, диалогичность, индивидуализация.

Высокий уровень творческих достижений у детей может ожидаться только при совпадении трёх факторов: творческих способностей, творческих умений и творческой мотивации. Ведь у многих детей, даже одарённых, нет потребности к творчеству. Необходимо прививать детям потребность творить.

Программа развития интеллектуальных способностей направлена обучить школьников 3-4-х классов умениям выполнять основные мыслительные операции с понятиями, получать знания, применять их в повседневной практике, повысить уровень познавательной сферы, положительную школьную мотивацию. Задания направлены на формирование у школьников умений проводить семантический анализ и понимать общий и переносный смысл слов, фраз и текстов, выделять главные мысли в тексте. В ходе занятий создаются условия, обеспечивающие учащимся свободное выражение эмоциональных состояний, идёт обучение способам группового взаимодействия, развитие коммуникативных и организаторских навыков.

Цель программы: сформировать у детей мотивацию и позитивный настрой к познавательной деятельности через развитие умения выполнять основные мыслительные операции с понятиями.

Для этого в ходе реализации программы решаются следующие задачи:

  1. Развитие умения анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать;
  2. Развитие воображения;
  3. Развитие способности к планированию и прогнозированию;
  4. Развитие творческой и исследовательской мотивации;
  5. Обучение способам группового взаимодействия;
  6. Развитие навыков использования имеющихся знаний в новых условиях.

Структура программы

Основой обучения по программе является занятие с элементами тренинга. По своей структуре занятие делится на вводную, основную и заключительную часть.

  1. Вводная часть. Задачей вводной части является создание у учащихся положительного эмоционального фона, интеллектуальной разминки (фронтальная форма работа), которая направлена на тренировку элементарных мыслительных операций, на активизацию мыслительной деятельности. Разминка состоит из вопросов, способных вызвать интерес и рассчитанных на сообразительность, быстроту реакции, которые подготавливают ребенка к активной учебно-познавательной деятельности (загадки, шарады, «хитрые вопросы», логические задачи). Кроме того, в начале каждого занятия проводится 3-5-тиминутная релаксация в качестве отдыха от основной учебной деятельности и настройки на работу в ходе данного занятия.
    Продолжительность вводной части — 5-7 минут.
  2. Основная часть. Задания составлены с учётом их направленности на осуществление дифференциации познавательных структур для коллективной работы в классе. В системе заданий реализован принцип «спирали», т.е. возвращение к одному и тому же заданию, но на более высоком уровне трудности.

Этапы основной части:

  1. Развитие вербально-понятийного мышления и речи (работа с понятиями). Учащимся объясняется, какие мыслительные операции будут совершенствоваться в последующих упражнениях. После объяснения основного материала, учащиеся придумывают свои примеры (устно), а затем самостоятельно выполняют задания в тетради.
  2. Логические поисковые задания (задания на развитие мыслительных операций анализа и синтеза (ребусы, спрятанное слово, кроссворды, змейка, переставь буквы по примеру, найди спрятанные слова в таблице; запиши слово в скобках, которое служит окончанием первого слова и началом второго; решение логических задач; найди девятый рисунок; определи два числа и т.д.)).
  3. Развитие и тренировка психических процессов памяти, внимания, воображения, пространственных представлений (найди спрятанные слова; запомни слова, фигуры; танграм; найди отражения квадратиков; разверстка фигуры; графический диктант; найди одинаковые кубики, «словесный лабиринт, что больше?» и т.д.).
  4. Проведение психологических упражнений, обеспечивающих сплочение группы, повышающих доверие участников друг другу, углубляющих процессы самораскрытия и эмоционального раскрепощения.

Продолжительность основной части урока — 25-30 минут.

  1. Заключительная часть. Подведение итогов работы. Обсуждение результатов работы и тех трудностей, которых возникли у детей при выполнении заданий, рефлексия.

Продолжительность заключительной части — 5 минут. 

Программа рассчитана на 2 года обучения:

  1. Развитие основных мыслительных операций с понятиями: анализ, сопоставление и объединение по сходным признакам, обобщение и установление различных логических связей (3-й год обучения).
  2. Формирование умений проводить семантический анализ и понимать общий и переносный смысл слов, фраз и текстов, выделять главные мысли в тексте (4 год обучения).

Прогнозируемые результаты программы.

Результатом программы является формирование культуры здоровья учащихся как интегративного качества, состоящего из 2-х компонентов — компетентности и здоровой жизнедеятельности.

Компетентность учащихся формируется как совокупность знаний о здоровье (прежде всего в аспекте духовного и психологического здоровья), понимания угроз и рисков для здоровья (в 1-ю очередь тех, которые исходят из деструктивной среды), приобретения и развития опыта по управлению своим здоровьем  как ресурсом (в аспекте правильного целеполагания и способности к рефлексии).

Здоровая жизнедеятельность осуществляется как выработка мотивации и потребности в здоровом образе жизни, в самопознании, поиске смысла собственной жизни и не подлежащей пересмотру ценности жизни других людей , навыки поведения, альтернативного молодёжной антикультуре, разрушающей личность (стремление и способность к творчеству в разных проявлениях).

Всё это создаёт условия для распространения в межличностных отношениях подростков понимания, доброжелательности, открытости, солидарности, укрепляет их ценностные основания.

3 класс — Тематическое планирование

Тема занятий

1

Тема 1. Знакомство с задачами работы.  Психологические игры на сплочение группы. Входное исследование познавательных процессов, учебной мотивации.

Теория

Практика

2

Тема 2. Развитие мыслительных операций анализа и синтеза. Тренировка опосредованной памяти.

Теория

Практика

3

Тема 3. Развитие мыслительных операций анализа и синтеза. Установление закономерностей.

Теория

Практика

4

Тема 4. Развитие пространственных представлений. Тренировка зрительной памяти. 

Теория

Практика

5

Тема 5. Развитие словесно-логического мышления (аналогии). Тренировка распределения и избирательности внимания.

Теория

Практика

6

Тема 6. Тренировка вербальной опосредованной памяти. Развитие вербального, логического мышления.

Теория

Практика

7

Тема 7. Развитие творческого мышления, операции сравнения.

Теория

Практика

8

Тема 8. Тренировка опосредованной памяти. Развитие внутреннего плана действия.

Теория

Практика

9

Тема 9. Тренировка произвольного внимания. Развитие пространственных представлений.

Теория

Практика

10

Тема 10. Развитие вербально-понятийного мышления, мыслительных операций анализа и синтеза.

Теория

Практика

11

Тема 11. Тренировка опосредованной памяти. Развитие пространственных представлений.

Теория

Практика

12

Тема 12. Развитие внутреннего плана действия. Тренировка слуховой памяти.

Теория

Практика

13

Тема 13. Тренировка опосредованной вербальной памяти. Развитие вербально-понятийного мышления.

Теория

Практика

14

Тема 14. Тренировка распределения и избирательности внимания. Внутренний план действия.

Теория

Практика

15

Тема 15. Установление закономерностей. Тренировка непосредственной памяти, избирательности внимания.

Теория

Практика

16

Тема 16. Развитие словесно-логического мышления (аналогии). Тренировка опосредованной невербальной памяти.

Теория

Практика

17

Тема 17. Развитие понятийного мышления. Тренировка распределения и избирательности внимания.

Теория

Практика

18

Тема 18. Развитие способности мыслить последовательно, рассуждать. Развитие  мыслительных операций анализа и синтеза.

Теория

Практика

19

Тема 19. Промежуточное исследование познавательных процессов.

Теория

Практика

20

Тема 20. Формирование способности рассуждать. Тренировка концентрации и избирательности внимания.

Теория

Практика

21

Тема 21. Развитие пространственных представлений, мыслительных операций анализа и синтеза.

Теория

Практика

22

Тема 22. Тренировка опосредованной памяти, внимания. Установление закономерностей.

Теория

Практика

23

Тема 23. Развитие вербально-понятийного мышления. Тренировка концентрации и избирательности внимания.

Теория

Практика

24

Тема 24. Установление закономерностей.

Развитие  мыслительных операций анализа

Теория

Практика

25

Тема 25. Причинно-следственные отношения между понятиями. Тренировка внимания.

Теория

Практика

26

Тема 26. Причинно-следственные отношения между понятиями. Развитие мыслительных операций анализа и синтеза, внимания.

Теория

Практика

27

Тема 27. Развитие мыслительных операций анализа и синтеза. Развитие пространственных представлений, произвольной сферы.

Теория

Практика

28

Тема 28. Умение рассуждать, выявление отношения противоположностей. Тренировка опосредованной памяти.

Теория

Практика

29

Тема 29. Тренировка слуховой памяти. Способность самостоятельно мыслить, рассуждать.

Теория

Практика

30

Тема 30. Развитие словесно-логического мышления (аналогии). Тренировка концентрации и избирательности внимания.

Теория

Практика

31

Тема 31. Развитие наглядно-образного мышления. Развитие внутреннего плана действий.

Теория

Практика

32

Тема 32. Тренировка логической памяти. Развитие произвольности.

Теория

Практика

33

Тема 33. Развитие мышления (аналогии). Тренировка вербальной опосредованной памяти, концентрации и избирательности внимания.

Теория

Практика

34

Тема 34. Развитие мышления (наглядно-образного; способность самостоятельно мыслить, рассуждать; процесса обобщения). Тренировка распределения и избирательности внимания. 

Теория

Практика

35

Тема 35. Итоговое исследование познавательных процессов, учебной мотивации.

Практика

36

Тема 36. Итоговое занятие.

Теория

Практика


4 класс — Тематическое планирование

Тема занятий

1

Тема 1. Знакомство с задачами работы.  Психологические игры на сплочение группы. Входное исследование познавательных процессов, учебной мотивации .

Теория

Практика

2

Тема 2. Развитие вербально-понятийного мышления. Способность мыслить, рассуждать. Внутренний план действия (повторение 3 кл).

Теория

Практика

3

Тема 3. Развитие мышления  (функциональные отношения). Пространственные представления.

Теория

Практика

4

Тема 4. Развитие мышления  (функциональные отношения). Тренировка распределения и избирательности внимания.

Теория

Практика

5

Тема 5. Развитие мышления  (функциональные отношения). Тренировка произвольного внимания.

Теория

Практика

6

Тема 6. Развитие наглядно-образного мышления, мыслительных операций анализа и синтеза.

Теория

Практика

7

Тема 7. Развитие мыслительных операций анализа и синтеза. Тренировка концентрации и избирательности внимания.

Теория

Практика

8

Тема 8. Способность мыслить, рассуждать. Развитие мыслительных операций анализа и синтеза.

Теория

Практика

9

Тема 9. Развитие речи. Развитие логического мышления.

Теория

Практика

10

Тема 10. Способность мыслить, рассуждать. Внутренний план действия.

Теория

Практика

11

Тема 11. Развитие речи. Тренировка концентрации и избирательности внимания.

Теория

Практика

12

Тема 12. Развитие вербально-смыслового мышления. Тренировка слуховой памяти.

Теория

Практика

13

Тема 13. Развитие вербально-смыслового мышления. Установление закономерностей.

Теория

Практика

14

Тема 14. Развитие вербально-смыслового мышления. Тренировка переключения внимания.

Теория

Практика

15

Тема 15. Развитие внутреннего плана действия, логического мышления.

Теория

Практика

16

Тема 16. Развитие вербально-смыслового мышления  развитие мыслительных операций анализа и синтеза.

Теория

Практика

17

Тема 17. Тренировка концентрации и избирательности внимания. Внутренний план действия.

Теория

Практика

18

Тема 18. Развитие логического мышления . Тренировка опосредованной зрительной памяти.

Теория

Практика

19

Тема 19. Промежуточное исследование познавательных процессов.

Теория

Практика

20

Тема 20. Развитие мыслительных операций анализа и синтеза, наглядно-образного мышления.

Теория

Практика

21

Тема 21. Установление закономерностей. Тренировка концентрации и избирательности внимания.

Теория

Практика

22

Тема 22. Развитие вербально-смыслового мышления. Тренировка концентрации и избирательности внимания.

Теория

Практика

23

Тема 23. Развитие речи (грамматические конструкции). Тренировка опосредованной слуховой памяти.

Теория

Практика

24

Тема 24. Развитие речи (грамматические конструкции). Развитие произвольной сферы, пространственных представлений.

Теория

Практика

25

Тема 25. Развитие речи (смысловые конструкции текста). Развитие логического мышления.

Теория

Практика

26

Тема 26. Развитие речи (смысловые конструкции текста). Тренировка распределения и избирательности внимания.

Теория

Практика

27

Тема 27. Развитие речи (смысловые конструкции текста). Способность мыслить, рассуждать.

Теория

Практика

28

Тема 28. Тренировка концентрации и избирательности внимания. Пространственные представления.

Теория

Практика

29

Тема 29. Развитие наглядно-образного мышления. Тренировка распределения и избирательности внимания.

Теория

Практика

30

Тема 30. Тренировка произвольного внимания. Развитие речи, пространственных представлений.

Теория

Практика

31

Тема 31. Тренировка слуховой памяти. Развитие мыслительных операций анализа и синтеза.

Теория

Практика

32

Тема 32. Тренировка зрительной памяти. Развитие речи, пространственных представлений.

Теория

Практика

33

Тема 33. Развитие вербально-смыслового мышления (классификация). Тренировка концентрации и избирательности внимания.

Теория

Практика

34

Тема 34. Развитие вербально-смыслового мышления (классификация). Развитие речи. 

Теория

Практика

35

Тема 35. Итоговое исследование познавательных процессов, учебной мотивации.

Теория

Практика

36

Тема 36. Итоговое занятие.

Теория

Практика

Список использованной литературы

  1. Акимова М.К., Козлова В.Т. Психологическая коррекция умственного развития школьников. — М., 2000.
  2. Афонькин С.Ю. Учимся мыслить логически. Увлекательные задачи на развитие логического мышления. — СПб., 2002.
  3. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. М.: Совершенство, 1998 г.
  4. Битянова М.Р., Азарова Т.В., Афанасьева Е.И., Васильева Н.Л. Работа психолога в начальной школе. — М.: Изд-во «Совершенство», 1998.
  5. Винокурова Н.К. 5000 игр и головоломок для школьников. — М., 2003.
  6. Винокурова Н.К. Подумаем вместе. Сборник тестов, задач, упражнений. Кн.1, 3, 4. — М.: РОСТ, Скрин, 1998.
  7. Воронина Т.П. 100 головоломок, игр, занимательных задач, викторин. — М., 2001.
  8. Выготский Л.С. Собр. соч. — М., 1984. — Т 4.
  9. Выготский Л.С. Педагогическая психология. — М., 1991.
  10. Зак А.З. Как развивать логическое мышление: 800 занимательных задач для детей 6–15 лет. — М., 2001.
  11. Зак А.З. Поиск девятого. Игра на поиск закономерностей для детей 6 –10 лет. — М., 1993.
  12. Локалова Н.П. 120 уроков психологического развития младших школьников (Психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся I-IV классов). — М.: «Ось-89», 2006.
  13. Макшанов С.И., Хрящёва Н.Ю. Психогимнастика в тренинге. — СПб, 1993.
  14. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. — М.:ТЦ, Сфера, 2002.
  15. Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей. — Ярославль : Академия развития, 1996 г.
  16. Сухин И.Г. 800 новых логических и математических головоломок. — СПб., 2001.
  17. Тихомирова Л.Ф., Басов А.В. Развитие логического мышления. — Ярославль, 1996.
  18. Тихомирова Л.Ф. Формирование и развитие интеллектуальных способностей ребёнка. — М., 2000.
  19. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: — Практическое пособие. В 4-х томах.- М.: Генезис, 1999 г.
  20. Холодова О.А. Юным умникам и умницам: Развитие познавательных способностей/ Методическое пособие, 3,4 класс. — М.: Росткнига, 2004.
  21. Цзен Н.В., Пахомов Ю.В. Психотренинг: игры и упражнения. — М.: Физкультура и спорт, 1988 г.