Фотогалерея







Волшебный мир сенсорной комнаты

ГлавнаяПсихологическая службаВолшебный мир сенсорной комнаты

АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА НИЖНЕГО НОВГОРОДА
Департамент образования
муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Лицей № 87 имени Л.И.Новиковой»


Утверждено
на заседании
Научно-методического совета
МБОУ «Лицей №87
имени Л.И. Новиковой»
Протокол № 6 от 19.06.2014
Председатель НМС М.А. Крылова
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ «Лицей №87
имени Л.И. Новиковой»
______________С.В. Кулёва


ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
«Волшебный мир сенсорной комнаты»
для 1-2 классов.
Часть 1 – адаптация первоклассников.
Часть 2 – профилактика и коррекция агрессивного поведения младших школьников.


Автор:
педагог-психолог
Степанова Татьяна Игоревна


Нижний Новгород
2014 год


СОДЕРЖАНИЕ

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
  2. ПРОГРАММА КУРСА
  3. ПРИМЕРНОЕ УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ
  4. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


Пояснительная записка.

Первый класс школы – один из наиболее существенных критический периодов в жизни детей. Поступление в школу для многих из них – эмоционально-стрессовая ситуация: изменяется привычный стереотип, возрастает психоэмоциональная нагрузка. От того, как пройдет адаптация на первом году обучения, во многом зависит работоспособность и успеваемость в последующие годы.

При поступлении в школу на ребенка влияет комплекс факторов: классный коллектив, личность педагога, изменение режима, непривычно длительное ограничение двигательной активности, появление новых, не всегда привлекательных обязанностей. Организм приспосабливается к этим факторам, мобилизуя для этого систему адаптивных реакций.

С поступлением ребенка в школу под влиянием обучения начинается перестройка всех его познавательных процессов, приобретения ими качеств, свойственных взрослым людям. Это связано с тем, что дети включаются в новые для них виды деятельности и системы межличностных отношений, требующие от них наличия новых психологических качеств. Общими характеристиками всех познавательных процессов ребенка должны стать их произвольность, продуктивность и устойчивость.

В современном обществе проблема агрессивного поведения обостряется всё больше и больше. Практически каждый день все мы становимся, так или иначе, жертвами агрессивных проявлений или наблюдателями конфликтного общения. Не менее актуальна и проблема детской агрессивности. Этому существует множество объяснений. Члены семьи сейчас все меньше и меньше общаются друг с другом, дома многие родители предпочитают проводить время за компьютером или телевизором. У них хватает своих личных трудностей и проблем, а также личных вредных привычек и зависимостей. В результате, количество разводов растет, и все большее число детей живет с одним из родителей. Все меньше становится детских учреждений, целенаправленно занимающихся развитием детей вне школы. Нельзя также не вспомнить и об ухудшении физического и психического здоровья детей (что подтверждают статистические данные последних лет). Эти и многие другие факторы способствуют увеличению числа младших школьников с различными нарушениями поведения. Учителя, которые работают с этими детьми, часто жалуются, что эти дети конфликтны, агрессивны, склонны к «взрывному» и импульсивному поведению. Их грубое поведение часто повторяет увиденное на телевизионном экране, им трудно взаимодействовать друг с другом. Они не понимают и не учитывают индивидуальных особенностей других людей, не умеют внимательно слушать. Описывая трудности своей работы, учителя начальной школы говорят о своеобразном замкнутом круге: при подаче учебного материала им нередко приходится много времени терять на установление жесткой дисциплины; это, в свою очередь, мешает детям совершенствовать коммуникативные навыки, и они становятся все более агрессивными и неуправляемыми. Поэтому, не вызывает сомнений, что чем раньше будет начата работа с такими детьми, тем легче корректировать и предупредить закрепление агрессивного стиля поведения в стойкие поведенческие паттерны.

Поэтому работа по профилактике и коррекции агрессивного поведения является своевременной и крайне необходимой. Она поможет  эффективно корректировать различные нарушения социальной адаптации у детей, в том числе и агрессивных проявлений.

Новизна разработанной программы заключается в использовании такого ресурса как сенсорная комната, которая благоприятно влияет на эффективность любых мероприятий, направленных на расширение познавательной сферы и на коррекцию эмоционально-волевой сферы.

Темная сенсорная комната – это волшебная сказка, в которой все журчит, звучит, переливается, манит, помогает забыть страхи, успокаивает. Специальное оборудование, установленное в сенсорной комнате, воздействует на все органы чувств человека. Лежа на мягких пуфиках,  слушая успокаивающую музыку, вдыхая ароматы лечебных трав, ребенок   сам становится героем сказки. Ощущение полной безопасности, комфорта, загадочности наилучшим образом способствует установлению спокойных, доверительных отношений между ним и специалистом.

Сенсорная комната позволяет выполнять следующие процедуры психологического и психокоррекционного воздействия: релаксацию, снятие эмоционального и мышечного напряжения; стимулирование чувствительности и двигательной активности детей; фиксирование внимания и управления им, поддержание интереса и познавательной активности; повышение психической активности за счет стимулирования положительных эмоциональных реакций; развитие воображения и творческих способностей детей; коррекцию психоэмоционального состояния.

Влияние занятий в интерактивной среде темной сенсорной комнаты на развитие интеллектуальной деятельности определяется следующим. По мере развития восприятия внешние действия с предметами сокращаются, автоматизируются и интериоризуются. Они переходят в умственный план, а эталоны запоминаются. Ориентировка в них становится операцией в структуре целостного действия. Важным моментом для выявления особенностей построения занятий с детьми является понимание того, что ориентировки в действиях с предметами (реальными и интерактивными), если они направлены на внешние признаки объектов, становятся образами восприятия, установление связей и зависимостей между которыми положительно влияет на развитие мышления.

Основной целью данного цикла занятий является психологическая адаптация ребёнка к школе и профилактика возможных трудностей, возникающих в ходе учебно-воспитательного процесса, расширение познавательной сферы, развитие воображения, сенсомоторных навыков, коррекция внимания, эмоционально-волевой сферы ребенка. Решаются следующие задачи:

  • формирование адекватного представления о школьной жизни и осознание ребенком специфики позиции школьника;
  • выработка адекватных реакций на возможные затруднения в школьной жизни;
  • повышение школьной мотивации;
  • развитие зрительных, слуховых и тактильных ощущений;
  • стимуляция воображения ребенка;
  • коррекция эмоционально-волевой сферы;
  • оптимизация уровня тревожности и агрессивности.

Занятия проводятся по группам. Количество участников в группе: 7–10 человек.

Продолжительность одного занятия — 30 минут.


Структура занятий

  1. Ритуал приветствия с целью сплочения группы и поддержания позитивного взаимодействия детей друг с другом.
  2. «Восстанавливающий» блок: выполнение специальных упражнений, направленных на коррекцию настроения, развитие коммуникативных навыков, перцептивных процессов и пр. Здесь используются элементы психогимнастики, сказкотерапии, арттерапии и рисования песком.
  3. «Успокаивающий» блок: вербально-музыкальная психокоррекция с целью снятия психического напряжения. Дети располагаются на мягких пуфах. Свето-цветовой фон выключен. Используются упражнения на релаксацию, вызывание тепла, регуляцию дыхания.
  4. Обратная связь: обобщение полученных знаний. Дети делятся своими впечатлениями и эмоциями от занятия.
  5. Ритуал прощания.


Специальное оборудование сенсорной комнаты.

  1. Комплект-потолок «Звёздное небо» - панно с мерцающими звездами, полумесяцем,  на фоне темного неба. Занятия с использованием «Звездного неба способствуют развитию тактильных и зрительных ощущений, концентрации внимания, снятию напряжения.
  2. Настенные панно «Кривое зеркало». Человек смотрит в зеркало, двигаясь, меняя положение, и видит, что комната, размеры частей его тела (головы, глаз, рта, рук, туловища и т.д.) тоже меняются. И если обычное зеркало отражает окружающее пространство симметрично наблюдающему человеку, то «кривое зеркало» искажает все вокруг порой до неузнаваемости, вносит в игру и занятие элемент необычности,  неожиданности, сказочности. В свете различных приборов эффект «кривого зеркала» усиливает стимуляцию зрительных ощущений и представлений. Занятия с панно «Кривое зеркало» создают бодрое, оптимистичное настроение, развивают мимику и пантомимику, развивают умение выражать различные эмоциональные состояния, снижают нервно-психическое и эмоциональное напряжение, способствуют стабилизации, саморегуляции психического состояния, развитию зрительного сосредоточения, помогают восприятию пространства и своего тела, способствуют развитию зрительного и тактильного восприятия, образного мышления и творческих способностей. Панно «Кривое зеркало» - это  важная составляющая сенсорной комнаты, применяется в коррекционной  и развивающей работе, на играх по снятию агрессивности и эмоционального напряжения, на сеансах психофизической разгрузки, на занятиях по развитию познавательных и психических процессов, на тренингах, позволяющих снять напряжение, тревогу.
  3. Профессиональный генератор запахов со звуками природы и ароматами - позволяет воздействовать на ощущения ребенка звуком, запахом и цветом, выбирается приятный звук природы, цвет, в комплект входит два аромата – один обладает антистрессовым действием, расслабляющим, а другой – бодрит,  активизирует.
  4. Пучок фиброоптических волокон с боковым свечением «Звездный дождь» - настенная мерцающая занавесь из фиброоптических волокон,  привлекает внимание, успокаивает, хорошо концентрирует внимание, используется в ходе релаксационных занятий, на тематических занятиях по сказочным сюжетам, волшебных историй и т.п. Нити можно перебирать, держать, обматывать вокруг тела, рук. Данное оборудование особенно полезно использовать на занятиях с людьми со сниженным зрением для стимуляции их зрительного восприятия.
  5. Световой стол для рисования песком является маленькой моделью окружающего мира, местом, где во внешнем мире могут разыграться внутренние баталии и конфликты маленького человека. А выразив их вовне и посмотрев на свой внутренний мир со стороны, ребенок играючи находит решения для вполне реальных жизненных задач. Происходит это за счет того, что малыш неоднократно создает рисунок из песка – стирает его – создает новый – и снова и снова… благодаря чему уходит страх ошибок, неуверенность в своих силах, сомнения – это дает ребенку осознание того, что все может пройти, закончиться, и на месте старого, ушедшего начнется новое, а значит и бояться этой большой и пока такой незнакомой жизни не стоит. Кроме того, сам материал – песок – обладает уникальным свойством заземлять негативные эмоции, которые, словно «уходя сквозь песок», тем самым гармонизируют состояние человека. Рисование песком развивает мелкую моторику, улучшает память, пластику движений, а так же работу мозга. Необыкновенно приятный на ощупь песок, даёт возможность по-настоящему расслабиться, отдохнуть. Именно в таком состоянии лучше всего снимаются стрессы, внутреннее напряжение, уходят проблемы…

Личностными результатами занятий по данной программе являются:

  • повышение школьной мотивации;
  • формирование адекватной самооценки;
  • развитие коммуникативных навыков;
  • выработка умения понимать и принимать эмоциональное состояние, свое и окружающих.


Занятия создают условия для достижения следующих метапредметных результатов:

  • улучшение внимания;
  • развитие сенсомоторных навыков, навыков произвольной саморегуляции;
  • снижение тревожности, проявлений агрессивного поведения;
  • формирование умений действовать в группе.

 

Работа по программе предполагает следующую схему мониторинга (прил.5):

1 этап мониторинга в сентябре 1-го года обучения, повторно – в апреле: диагностика учебной мотивации, уровня школьной тревожности, эмоционального состояния, коммуникативных навыков, самооценки, уровня внимания, саморегуляции, развития сенсомоторных навыков.

3 этап мониторинга в апреле 2-го года обучения: диагностика учебной мотивации, коммуникативных навыков, уровня агрессивных проявлений, эмоционального состояния, умения действовать в группе.

 

Учебно-тематическое планирование.

Часть 1. Адаптация первоклассников.

Тема занятий

1

Тема 1. «Знакомство детей с интерактивной средой сенсорной комнаты»

Теория

Практика

2

Тема 2. «Снятие эмоционального напряжения»

Теория

Практика

3

Тема 3. «Наше настроение»

Теория

Практика

4

Тема 4. «Развитие внимания, воображения, мелкой моторики»

Теория

Практика

5

Тема 5. «Развитие координации движений, ощущения образа тела»

Теория

Практика

6

Тема 6. «Знаю ли я себя»

Теория

Практика

7

Тема 7. «Вместе веселее»

Теория

Практика

8

Тема 8. «В мире эмоций»

Теория

Практика

9

Тема 9. «Мои достижения»

Теория

Практика


Часть 2. Профилактика и коррекция агрессивного поведения младших школьников

Тема занятий

1

Тема 1. «Знакомство детей с интерактивной средой сенсорной комнаты»

Теория

Практика

2

Тема 2. «Снятие эмоционального напряжения, развитие навыков сотрудничества и  внимательного отношения друг к другу»

Теория

Практика

3

Тема 3. «Формирование мотивации совместной деятельности; изучение агрессивности учащихся»

Теория

Практика

4

Тема 4. «Развитие  чувства эмпатии, умения распознавать разные эмоциональные состояния»

Теория

Практика

5

Тема 5. «Отреагирование чувства злости, снятие мышечного напряжения»

Теория

Практика

6

Тема 6. «Развитие навыков анализа агрессивного поведения, причин его вызывающих»

Теория

Практика

7

Тема 7. «Обучение приемлемым способам выражения гнева»

Теория

Практика

8

Тема 8. «Формирование навыков позитивного общения»

Теория

Практика

9

Тема 9. «Развитие интереса и способности к пониманию своего внутреннего мира и эмоций других людей»

Теория

Практика


Список использованной литературы

  1. Александровская Э.М., Куренкова Н.В. Психологическое сопровождение детей младшего школьного возраста: Учебно-методическое пособие: Ч.2 //Журнал прикладной психологии. – 2001. - №1. – с.41-61.
  2. Алябьева Е.А. Психогимнастика в  начальной  школе. Москва  изд-во  «Сфера»  2003.
  3. Алямовская Ю. Сказка о плохом настроении http://www.proza.ru/2008/08/15/408
  4. Бахтигиреева Т. Н. Ежик — методика получения обратной связи http://festival.1september.ru/articles/213517/  
  5. Белоусова О.А. Обучение дошкольников рисованию песком. http://www.resobr.ru/materials/45/29252/
  6. Битянова, М.Р. Работа психолога в начальной школе / М.Р. Битянова, Т.В. Азарова, Е.И. Афанасьева и др. М.: Изд-во «Совершенство», 1998. - 352 с.
  7. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. М.: Проев., 1968.
  8. Вачков И.В. Сказкотерапия. Развитие самосознания через психологическую сказку. 3-е изд, перераб. и доп. – М.; Ось-89, 2007. – 144 с.
  9. Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Чудеса на песке. Песочная игротерапия. СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 1998. – 50 с.
  10. Дмитриева В. Сказка настроения http://www.cka3ka-miks.com/lyubimyie-skazki/skazki-dlya-xoroshego-nastroeniya.html
  11. Дьяченко Л. Релаксация «В гнёздышке». Школьный психолог №11’ 2005.
  12. Залесская О.В., Казанцева О.В. Младшие школьникис ЗПР. Уроки общения: пособие для практического психолога / О. В. Залесская. — М.: Школьная Пресса, 2005. - 28 с.
  13. Иванова Е.М. Программа по адаптации учащихся 1 класса VII вида http://iemcko.narod.ru/2564.html
  14. Использование креативных методов в коррекционно-развивающей работе психологов системы образования (Учебно-методическое пособие) Часть 2. Сказкотерапевтические технологии Автор-составитель Н.А. Сакович , Минск 2003 г.
  15. Кальмова С. Е., Орлова Л. Ф., Яворовская Т. В. Сенсорная комната — волшебный мир здоровья: Учебно-методическое пособие / Под общей ред. В.Л. Жевнерова, Л.Б. Баряевой, Ю.С. Галлямовой. — СПб. : ХОКА, 2007 – ч. 1 : Темная сенсорная комната.
  16. Коррекционно-развивающие программы с использованием специального оборудования для детей и подростков: Методическое пособие / Под общей ред. Е.Е. Чепурных. — М. — Ярославль : Центр «Ресурс», 2002.
  17. Крютченко Ю. Комната хорошего настроения http://zdd.1september.ru/view_article.php?ID=200901511
  18. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль:Академия развития, 1997. — 208с.
  19. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг общения с ребёнком. Санкт-Петербург изд-во «Речь» 2003
  20. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг  эффективного взаимодействия  с  детьми. Санкт-Петербург изд-во  «Речь»
  21. Лютова Е.К., Монина Г.Б. «Шпаргалка  для взрослых». Санкт-Петербург изд-во «Речь»
  22. Микляева А.В., Румянцева П.В. Школьная тревожность: диагностика, профилактика, кор­рекция. — СПб.: Речь, 2004. — 248 с.
  23. Нифантьева Н. В. Авторская программа тренинговых занятий для коррекции агрессивного поведения детей младшего школьного возраста «Прогоним гнев» http://festival.1september.ru/articles/611173/
  24. Панина Г. Быть отличником хочу! Пусть меня научат! Начальная школа, №38’2003
  25. Партыко Н.А. Занятие для учащихся начальных классов по теме «Неразлучные друзья — Память и Внимание» http://festival.1september.ru/articles/562762/
  26. Простатина О.Ю. Адаптационные занятия с первоклассниками. Групповая работа с детьми в школе http://menobr.ru\materials\370\4731\
  27. Психогимнастика в тренинге  под  ред.  Н.Ю. Хрящевой. Санкт-Петербург изд-во «Речь»
  28. Психологическая коррекция агрессивного поведения детей / Т.П.Смирнова. — Ростов н/Д: Феникс, 2005. — 154с.
  29. Слепенко С. Синяя корова http://www.cka3ka-miks.com/lyubimyie-skazki/skazki-dlya-xoroshego-nastroeniya.html
  30. Справочник по групповой психокоррекции / О.Н.Истратова, Т.В.Эксакусто. — Ростов н/Д: Феникс, 2006. — 443с.
  31. Титарь А.И. Игровые развивающие занятия в сенсорной комнате: Практическое пособие для ДОУ. — М. : АРКТИ, 2008.
  32. Ткаченко Т.А. Развиваем мелкую моторику — М.: Эксмо, 2010. — 64 с.
  33. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения.: Пер. с нем.: В 4 томах. М.: Генез, 1998.
  34. Хухлаева О.В., Кирилина Т.Ю., Федорова О.В. Счастливый подросток. Программа профилактики нарушений психологического здоровья. — М.М Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000.
  35. Цзен Н.В., Пахомов Ю.В. Психотренинг: игры и упражнения. — М.: Физкультура и спорт, 1988 г.
  36. Чистякова М.И. Психогимнастика / Под ред. М.И. Буянова. 2-е изд. — М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. — 160 с.
  37. Шебанова В.И. Профилактика и коррекция агрессивного поведения дошкольников и младших школьников http://festival.1september.ru/articles/214216/
  38. Шляховая Е.В. Интерактивная среда тёмной сенсорной комнаты http://trepsy.net/training/stat.php?stat=4340