3 октября в лицее № 87 для учителей биологии Московского района состоялся районный семинар по теме «Особенности решения и оценивания заданий 22-28 ЕГЭ по биологии в 2018-2019г.»
30.10.2018 На семинаре выступили Бирюкова С.В. – учитель биологии МБОУ «Лицей № 87 имени Л.И. Новиковой» и Хехнева Е.Б. – учитель биологии МБОУ "Школа № 93", являющиеся экспертами ЕГЭ предметной комиссии по биологии |
Презентация "Особенности решения и оценивания заданий22-28 ЕГЭ по биологии в 2018-2019гг." (открыть/скачать)
Эксперты ЕГЭ осуществляют проверку знаний школьников и оценивают работы на основании критериев, разработанных Федеральным институтом педагогических измерений. ФИПИ проводит ряд семинаров для экспертов ЕГЭ по предметам экзаменов, которые включают как теоретические лекции, так и практические консультации. Эксперты ЕГЭ знакомятся со структурой экзамена, изменениями, внесенными в текущем году, трудностями, связанными с оцениванием работ в прошлые годы, критериями оценки ФИПИ.
В ходе семинара учителя биологии районного методического объединения узнали о том, что в КИМ ЕГЭ по биологии в 2018-2019г. включены новые типы заданий, оценивающие умения работать со схемами, статистическими таблицами, графиками, текстовой биологической информацией, усовершенствованы типовые задания на анализ визуальной информации.
Поскольку на ЕГЭ по биологии в настоящее время затруднено использование лабораторного оборудования, то овладение методологическими умениями проверяется при помощи модельных заданий. Эти задания либо направлены на анализ одного из методов или результатов эксперимента, либо проверяют умение самостоятельно планировать последовательность действий по проведению эксперимента, наблюдения, делать выводы на основании анализа полученных результатов.
Объектом контроля, как и в прежние годы, служат знания, составляющие инвариантное ядро содержания курса биологии основной и средней школы: разделы «Растения», «Бактерии, грибы, лишайники», «Животные», «Человек и его здоровье», «Общая биология». В экзаменационной работе, как и прежде, преобладают задания по разделу «Общая биология», поскольку в нем интегрируются и обобщаются фактические знания, полученные в основной и средней школе, рассматриваются общебиологические закономерности, проявляющиеся на разных уровнях организации живой природы.
Особое внимание на семинаре было уделено решению и оцениванию заданий со свободным развернутым ответом. Задания этого типа дают возможность не только оценить учебные достижения экзаменуемых, глубину их знаний, но и выявить логику их рассуждений, умение применять полученные знания в нестандартных ситуациях, устанавливать причинно-следственные связи, обобщать, обосновывать, делать выводы, логически мыслить, четко и кратко по существу вопроса излагать ответ. Эти задания обеспечивают дифференциацию выпускников по уровню и качеству подготовки и имеют большое значение для отбора их в вузы.
Задания линии 22 с двумя элементами ответа – контролируют знания по всем блокам содержания, умение выпускников применять в практических ситуациях биологические знания о живых системах, биологических закономерностях, характерных признаках организмов и надорганизменных систем, движущих силах эволюции. Это задание относят к заданиям высокого уровня сложности и оцениваются максимально в два балла.
Задания линий 23-28 с тремя и более элементами ответа – контролируют усвоение биологических знаний, умение применять их в измененной и новой ситуации и оцениваются от 0 до 3 баллов в зависимости от полноты ответа. Они рассчитаны на анализ содержания, объяснение того или иного явления и требуют от учащихся знаний биологических закономерностей, проявляющихся на всех уровнях организации живого, умения самостоятельно оперировать биологическими понятиями, работать с текстом, рисунком, схемой, решать задачи по генетике, цитологии, эволюции и экологии.
Задания части 2 оцениваются предметной комиссией и являются сложными как для выполнения участниками, так и для оценивания экспертами. Это связано с тем, что участники часто дают расплывчатые ответы, не конкретизируют их, отвечают не на поставленный вопрос. Вычленить в таких ответах правильные элементы достаточно сложно. Поэтому для проверки результатов выполнения заданий с развернутым ответом по биологии используется система оценивания, ориентированная на содержание каждого конкретного задания. К заданиям прилагается инструкция с эталонами ответов. Она позволяет эксперту соотнести ответ ученика с эталоном и правильно его оценить. При этом учитывается правильность ответов (наличие или отсутствие биологических ошибок) и их полнота в соответствии с разработанным для каждого ответа эталоном.
В конце семинара выступающим были заданы вопросы о системе работы учителя по подготовке учащихся к ЕГЭ по биологии. С этой целью в старшей школе особое внимание учителя уделяют повторению и закреплению наиболее значимых и плохо усвояемых разделов биологии из основной школы (по анализу прошлых лет).
В процессе подготовки к ЕГЭ учителя учат школьников выполнять задания, используемые на экзамене: с выбором одного или нескольких верных ответов, на установление соответствия процессов и явлений природы, их последовательности. Задания такого типа систематически используются учителями в учебном процессе: при изучении нового материала, его закреплении, текущей, тематической, итоговой проверке знаний и умений по отдельным разделам курса биологии. Большое внимание учителя обращают на формирование умений работать с текстом, рисунками, схемами, таблицами, графиками. Для подготовки школьников к решению задач по цитологии и генетике, в учебном процессе учителя отрабатывают алгоритмы их решения. В течение 2-х лет обучения в профильном классе учащиеся выполняют тематические зачеты в формате ЕГЭ разного уровня сложности по всем разделам общей биологии.
Для учащихся проводятся индивидуальные консультации, в кабинете биологии имеется уголок «Как готовиться к экзаменам», где создана папка с нормативными документами, образцами заданий с развернутым ответом и их оценка с комментариями, тексты тестов ЕГЭ, список пособий, электронных изданий, сайтов, которыми учащиеся могут воспользоваться при подготовке к ЕГЭ, рекомендации психологов по подготовке к экзамену и др.
Все вышеперечисленные методические приемы позволяют добиться хороших результатов выполнения ЕГЭ по биологии.