Развивающее обучение Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова. Аннотации к рабочим программам
Развивающее обучение Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова
АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Рабочая программа по русскому языку для 1-4 классов обеспечивает реализацию Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Рабочая программа разработана на основе психолого-педагогической концепции развивающего обучения Д.Б. Эльконина - В.В.Давыдова и программы по русскому языку В.В. Репкина, Е.В. Восторговой, Т.В. Некрасовой, методической системы обучения первоначальному письму и формирования графического навыка Н.Г. Агарковой.
В учебно-методический комплект входят:
- Репкин В.В., Восторгова Е.В., Левин В.А. Букварь: В 2 ч. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2011.
- Агаркова Н.Г. Тетради по письму. В 4 ч. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2015.
- Репкин В.В., Восторгова Е.В. и др. Русский язык. 1-4 классы. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2011-2013гг..
Обеспечение условий для становления ребенка как субъекта учебной деятельности, заинтересованного в самоизменении и способного к нему, — такова главная цель любого предметного курса, реализующего образовательную систему Д.Б. Эльконина — В.В.Давыдова, которая является ярким воплощением деятельностного подхода.
В целях обеспечения возможности формирования таких личностных качеств учащегося в предлагаемом курсе по русскому языку для 1—4 классов изучение систематического курса начинается не с отдельных (частных) правил, а с общего принципа решения целого класса задач (проверки орфограмм), который затем последовательно конкретизируется на материале проверки разных типов орфограмм во всех частях слова.
Для достижения поставленной цели изучения русского языка в начальной школе необходимо решение следующих практических задач:
- развитие речи, мышления, воображения школьников;
- освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
- овладения умениями правильно писать и читать;
- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
Структура курса, основные содержательные линии
Курс русского языка в начальной школе представлен двумя этапами:
- обучением грамоте, нацеленным на решение задач формирования первоначальных навыков письма и чтения;
- систематическим курсом изучения родного языка, нацеленным на дальнейшее формирование грамотного письма (орфографического действия), знакомство с особенностями языка как знаковой системой и развитие речи.
Уроки обучения грамоте (традиционно именуемого букварным периодом) представляют собой интегрированные занятия, включающие различные виды практических работ, связанных с освоением первоклассниками элементарного письма и чтения.
Систематический курс изучения родного языка начинается в конце 1 класса, с послебукварного периода, в рамках которого обобщаются знания и умения, сформированные у первоклассников в течение букварного периода.
В систематическом курсе можно выделить три содержательные линии, каждая из которых имеет свою внутреннюю логику развития на протяжении 1—4 классов:
- формирование орфографического действия;
- формирование представлений о знаковой системе языка;
- развитие речи.
В соответствии с учебным планом школы на изучение русского языка отводится:
- на обучение грамоте – 207 часов (в 1 классе),
- на систематический курс – 560 часов:
5 часов х 10 недель = 50 часов в 1 классе,
5 часов х 34 недели = 170 часов во 2-4-х классах.
Аннотация к рабочей программе по математике
Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения, на основе психолого-педагогической концепции развивающего обучения Д. Б. Эльконина — В.В. Давыдова в целях конкретизации содержания образовательного стандарта по данной образовательной области с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников.
Для разработки учебной программы были использованы следующие материалы:
- Примерная программа по курсу «Математика» (1-4) авторы: В.В. Давыдов, С.Ф. Горбов, Г.Г. Микулина, О.В. Савельева Сборник учебных программ для начальной школы, система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова.- М., Вита-Пресс, 2012, с.213-232.
- В.В. Давыдов, С.Ф. Горбов, Г.Г. Микулина, О.В. Савельева. Математика, 1 кл.- 4 кл. Учебники. М., Вита-Пресс, 2012. Рекомендовано Министерством образования РФ.
- В.В. Давыдов, С.Ф. Горбов, Г.Г. Микулина, О.В. Савельева Математика, 1 кл. -4 кл . Рабочие тетради. М., Вита-Пресс, 2012.
- В.В. Давыдов, С.Ф. Горбов, Г.Г. Микулина, О.В. Савельева Математика. Методическое пособие для учителя. М., Вита-Пресс, 2012.
Данная программа составлена для реализации курса математики в начальной школе, который является первой частью непрерывного курса математики 1-9 классов и разработана в логике теории учебной деятельности Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова.
Она ставит своей целью формирование у школьников предпосылок теоретического мышления (анализа, планирования, рефлексии). Поэтому она ориентирована главным образом на усвоение научных (математических) понятий, а не только на выработку навыков и умений.
В Федеральном базисном учебном плане на изучение математики в 1-4 классах начальной школы отводится 4 часа в неделю. В год — 136 часов. Всего за курс в начальной школе – 526 часов.
Аннотация к рабочей программе дисциплины
«Литературное чтение»
На основании Закона «Об образовании в РФ» ст.47, п.5, в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, психолого-педагогической концепцией развивающего обучения Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова, на основе Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России и авторской программы Е.И. Матвеевой составлена рабочая программа по литературному чтению (1-4 классы). Соответствует ФГОС, с учётом межпредметных и предметных связей, задачи формирования у младшего школьника умения учиться.
В учебно-методический комплект входят:
Е.И.Матвеева. Учебник «Введение в литературное чтение. Где прячется чудо?» - 1класс М.: ВИТА-ПРЕСС, 2011г.
Е.И.Матвеева. Учебник «Литературное чтение. Каким бывает слово?» - 1-я книга 2класс М.: ВИТА-ПРЕСС, 2012г.
Е.И.Матвеева. Учебник «Литературное чтение. Слово в сказке» - 2-я книга 2класс М.: ВИТА-ПРЕСС, 2012г.
Е.И.Матвеева. Учебник «Литературное чтение. Мир, созданный автором»- 1-я книга 3класс М.: ВИТА-ПРЕСС, 2013г.
Е.И.Матвеева. Учебник «Литературное чтение. Секреты рождения образа»- 2-я книга 3класс М.: ВИТА-ПРЕСС, 2013г.
Е.И.Матвеева. Учебник «Литературное чтение. Детства чудная страна»- 1-я книга 4класс М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014г.
Е.И.Матвеева. Учебник «Литературное чтение. «Все мы родом из детства»- 2-я книга 4класс М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014г.
Основные цели программы:
- обеспечение интенсивного совершенствования чтения учащихся через освоение «смыслов» литературного текста, открытие разных способов (техник) понимания произведения для развития творческих и коммуникативных способностей ребёнка;
- воспитание культуры восприятия текста;
- стимулирование потребности ребёнка в творческом чтении.
Достижение данной цели предполагает решение образовательных задач:
- развитие потребности читать любой текст (художественный и нехудожественный) через освоение приёмов синтагматического чтения, способов интонирования текста и техник понимания произведения;
- развитие способности творческого «видения» смыслов художественного текста;
- открытие и освоение учениками позиций читателя и автора;
- формирование в сознании читателя эстетических (эмоционально-ценностных) и герменевтических (образно-понятийных, смысловых) установок для постижения сущности изучаемого предмета;
развивающих задач:
- развитие «чувства художественного слова», литературного вкуса;
- развитие коммуникативных способностей;
- развитие речи;
воспитательных задач:
- формирование культуры творческого восприятия литературного произведения;
- воспитание эстетического отношения к книге как источнику духовности, отражающему многогранность жизни.
Содержание программы
Рабочая учебная программа включает в себя следующие разделы: общая характеристика учебного предмета, место в учебном плане, основные требования к знаниям и умениям обучающихся, поурочно-тематическое планирование, характеристику деятельности учащихся, планируемые образовательные результаты, учебно-методический комплекс.
На изучение данной программы выделено: 40 ч. (1 кл.), 136 ч. (2, 3 кл) , 102 ч.(4 кл.)
АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ
ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ
Рабочая программа по окружающему миру 1-4 классов обеспечивает
реализацию Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Рабочая программа разработана на основе психолого-педагогической концепции развивающего обучения Д.Б. Эльконина - В.В.Давыдова и авторской программы Чудиновой Е.В. и Букварёвой Е.Н.
В учебно-методический комплект входят:
- Чудинова Е.В., Букварёва Е.Н. Учебник «Окружающий мир» 1-4
классы. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2013г.
- Чудинова Е.В., Букварёва Е.Н. Рабочая тетрадь «Окружающий мир»1-4 классы. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2013г.
Данная программа по окружающему миру и соответствующий ей УМК ориентированы на деятельностный подход в обучении и позволяют реализовать цели и задачи ФГОС, поскольку ориентированы как на достижение предметных, личностных и метапредметных результатов, так и на формирование разных компетенций младших школьников.
Основной целью курса является формирование основ научного мышления ребёнка в области природы и социума. Кроме того, решаются также следующие задачи:
- первоначальное знакомство ребёнка с методами естественных и социальных наук;
- ориентация ребёнка в мире окружающих природных и социальных явлений;
- формирование элементарной эрудиции ребёнка, его общей культуры;
- воспитание культуры взаимоотношений ребёнка с окружающими людьми.
В соответствии с учебным планом школы на изучение данной программы отводится:
2 часа х 33 недели = 66 часов в 1 классе,
2 часа х 34 недели = 68 часов во 2-4-х классах.