Новости
Участвуй в международной акции «Час кода 2017»!
30.11.2017
Приглашаем поучаствовать в международной акции «Час Кода 2017» с 4 по 10 декабря 2017 года.
Фотогалерея







«Сценирование уроков на межпредметной основе»

ГлавнаяКонкурс ФЦПРОМероприятия проекта«Сценирование уроков на межпредметной основе»

С 12 по 14 октября на база МДЦ «Артек» проходил Всероссийский педагогический форум «Детский лагерь — новое образовательное пространство»

Учителя лицея Т.Е. Галатонова (технология) и Н.А. Мельникова (русский язык и литература) рассказали об опыте проведения таких новых по форме уроков, как урок-эксперимент, внутри которого объединяются знания из различных областей: физики, русского языка, технологии, биологии, социологии. Опыт работы вызвал интерес и обсуждения как на площадке, так и в свободном общении на форуме.

Подробнее


26 октября 2016 года проведено интегрированное учебное занятие «Сказки для взрослых Евгения Шварца» (пьеса «Дракон»)

Учителя обществознания Н.В. Щербакова и литературы М.А. Крылова в рамках урока внеклассного чтения обсудили с учениками 10 класса сказку Е. Шварца «Дракон» на основе межпредметных связей предметов гуманитарной и обществоведческой направленности (обобщение тем «Человек как духовное существо», «Традиции Н.В. Гоголя, образ «мертвой души» в литературе).

Итоги  обсуждения ученики отразят в творческом домашнем задании  - эссе на тему:  «Я – не тело, наделенное душой, я – душа, часть которой видима и называется телом» (Пауло Коэльо) или в виде заметки в блоге.

С 26 октября по 29 ноября 2016 года в лицее проводился методический практикум — второй (деятельностный) этап реализации программы внутришкольного повышения квалификации «Сценирование урока на основе межпредметных технологий»

Программа внутришкольного повышения квалификации «Сценирование урока на основе межпредметных технологий» (скачать, формат PDF)

Педагоги лицея считают, что один из механизмов достижения метапредметных результатов – сценирование учебных и внеучебных занятий с использованием межпредметных связей.

Ученик должен стать живым участником образовательного процесса, субъектом в учебной деятельности. Создавая внеучебное занятие в 3 классе «Том Сойер в оригинальном произведении и переводе», учителя высшей квалификационной категории И.Н. Рогова (начальная школа) и С.А. Кобец (английский язык) учитывали характерную психологическую особенность детей этого возрастного периода - ярко выраженная эмоциональность восприятия. Дети этого возраста весьма дружелюбны, легко вступают в общение. Для них все большее значение начинают приобретать оценки их поступков не только со стороны старших, но и сверстников. Их увлекает совместная коллективная деятельность, из личных качеств они больше всего ценят физическую силу, ловкость, смелость, находчивость, верность. Стержнем урока подготовки к написанию сочинения о главном герое книги Марка Твена стало размышление над пунктуационным знаком в конце записанного на доске предложения: «Том Сойер — мой друг». Вариативность его интонационного завершения (вопросительный или восклицательный знаки, многоточие) требовала от учеников субъектной позиции на уроке – определенности в оценке литературного героя и своего понимания того, каким должен быть друг.

Кейс 1 Кобец С.А., Рогова И.Н. 3 класс (zip-архив, 21 Мб)

Содержание обучения гуманитарным предметам в начальной школе обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций. Урок сравнения грамматических категорий глагола в русском и английском языках «А что у вас?» в 4 классе был начат учителем начальных классов, Заслуженным учителем РФ высшей категории Е.В. Низяевой с притчи из Ветхого Завета о вавилонском столпотворении. На основе анализа языкового материала при работе в группах ученики опирались на комментарии, консультации учителя английского языка высшей категории И.А. Кокуриной, убедились в сложности русского языка по сравнению с английским, под руководством учителя начальных классов рассуждали о возможности и невозможности отказа от национального языка и перехода к единому мировому языку как средству коммуникации.

Кейс 2 Низяева Е.В. Кокурина И.А. 4 класс (zip-архив, 328Кб)

Межпредметные связи предполагают взаимную согласованность содержания образования по различным учебным предметам, построение и отбор материала, которые определяются как общими целями образования, так и оптимальным учётом учебно-воспитательных задач, обусловленных спецификой каждого учебного предмета. Это как бы сопряжённые поля различных учебных предметов. Они взаимно учитывают общее между предметами как в содержании, так и в учебно-воспитательном процессе.

На метапредметном уроке «Части» в 5 классе учителя математики С.И. Никулина и русского языка Е.Н. Сафронова формируют субъектность учеников в деятельности: учат определить границы своего незнания и обратиться ко взрослому с конкретным вопросом, осуществляют включение в учебное сотрудничество группы детей со взрослым как носителем норм мышления и деятельности. Отталкиваясь от уже известного (ученики знают о методах решения задач на части; о частях слова и предложения, частях литературного произведения, умеют находить часть от числа и целое по его части; находить в предложении части речи, составлять план к прочитанному произведению, владеют навыком синтеза признаков делимости) ученики придут на уроке к новому: научатся выявлять закономерность применения знаний в различных науках, применять способ обобщения с учетом ряда условий для применения знаний про части.

Кейс 3  Никулина С.И., Сафронова Е.Н. 5 класс (zip-архив, 2,2Мб)

Учителя не должны осуществлять преподавание как деятельность по управлению учением школьников, оставляя учеников относительно пассивными слушателями, а не субъектами учебной деятельности. Субъектность позиции ученика на уроке может быть достигнута при организации образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся. Проведение интегрированного урока «Капиллярные явления в физике и биологии» учителями высшей квалификационной категории С.В. Бирюковой (биология) и А. А. Овсянниковой (физика) основано на использовании технологии развивающего обучения, основано на сотрудничестве детей и взрослых: учащиеся сами формулируют тему урока, определяют учебную задачу урока, определив границы знания и незнания; формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно, дают оценку деятельности по её результатам. Межпредметные связи на уроке построены на основе общности понятий (смачивание — несмачивание, капиллярные явления), использовании  общности в методике — использовании логических, методологических приёмов и формучебного процесса, при помощи которых реализуются  связи в содержании (проблемные вопросы, работа с информацией, составление схемы-кластера). «Акт обучающего взаимодействия» ученика и учителя, реализация субъектности  в обучении особенно ярко проявились на этапе постановки учебной задачи: один из вопросов ученика (как сделать капилляр?) в дальнейшем вызовет коррекцию в работе учителя физики, преподающего пропедевтический курс в 6 классе.

Кейс 4 Бирюкова С.В., Овсянникова А.А. 6 класс (zip-архив, 2,1Мб)

Направление  межнаучного взаимодействия на уроке в 7 классе «Смутное время» связано с  комплексным изучением разными науками одного и тоже объекта. Объект изучения — Смутное время в истории России —  изучается на уроках истории, формирование и вклад в победу над захватчиками  Второго ополчения под руководством К.Минина и Д. Пожарского рассматривается  на уроках исторического краеведения, описание «пространства Смуты» невозможно без изучения географии, формирование понятия «патриотизм», «гордость за свой край и Отечество» особенно актуализируется на уроках обществознания. Учителя истории С.И. Кочетова (Почетный работник образования, учитель высшей категории), Н.М. Шапкина (учитель первой категории) и географии С.Г. Ронжина (учитель высшей категории) ставят общую цель-ценность (воспитательную, мировоззренческую цель, ориентированную на личностный результат): обучающиеся  осознают всю глубину кризиса и распада России в период Смутного времени: оценят вклад нижегородского ополчения в спасении Москвы и всей страны от интервентов, убедятся в героизме и мужестве участников Второго ополчения, а также К. Минина  и Д.Пожарского. Работа на уроке направлена на формирование метазнаний в предметах единого цикла: ценности долга, защиты Отечества и патриотизма.

Кейс 5 Кочетова С.И., Ронжина С.Г., Шапкина Н.М. 7 класс (zip-архив, 1,29Мб)

Особенность учебных задач при сценировании урока состоит в том, что они нацелены на усвоение способа действия (как решать?), в ходе которого происходит развитие мышления учеников, формируются их познавательные процессы. Учителя понимают, что решение учебной задачи — это не продукт, а средство достижения целей учебной деятельности. На учебном занятии «Решение баллистических задач геометрическим методом» модульного курса предпрофильной направленности «Решение проектно-исследовательских задач» по физике учителя высшей квалификационной категории Л.М. Прохорова (физика) и Н.В. Бочкова (математика) создали условия для переноса способа решения геометрических задач на материал курса физики. Рефлексия в конце урока вызвала удивление у девятиклассников, пытавшихся ответить на вопрос, что нового они узнали на уроке. Собственно теоретические знания, способ действия были им известны, открытием стала возможность использования способа действий в одной науки для решения задач в другой.

Кейс 6 Бочкова Н.В., Прохорова Л.М. 9 класс (zip-архив, 3,95Мб)

Цель современного образования — сформировать  у ученика целостную картину мира, представление о единстве и многообразии общественных процессов, достижение этой цели возможно при интеграции предметов, в том числе гуманитарных дисциплин в процессе обучения. Активизацию процесса интеграции необходимо проводить во внеурочной, внеклассной деятельности по предметам. Материал уроков обществознания и литературы дает возможность  для достижения поставленных целей и  задач. Поэтому занятия могут проводиться руководителем интеллект-клуба «Полемист», учителем обществознания и учителем русского языка и литературы. На внеучебном занятии «Взрослые сказки Евгения Шварца» учителя высшей квалификационной категории Н.В. Щербакова и М.А. Крылова работали над реализацией следующего направления  межнаучного взаимодействия — комплексное изучение разными науками одного и тоже объекта: изучение понятия личности, осмысление процесса становления личностью как воспитания в себе души, формирование потребности в самопознании и саморазвитии (изучение на основании собственного социального и читательского опыта).Ученики анализировали сказку Е. Шварца «Дракон» в контексте понятий «душа», «самовоспитание», учились понимать, что значит стать личностью, что значит быть свободным, живя в обществе, как обрести свободу и как ею пользоваться.

Кейс 7 Крылова М.А., Щербакова Н.В. 10 класс (zip-архив, 0,8Мб)

При подготовке занятия по готовым сценариям учитель  использует только дидактическую схему передаваемого содержания, описанную в разработанном сценарии, но сама ситуация промысливается и проговаривается в режиме имитации. Важно заранее продумать: каким образом можно перепроектировать задания, в зависимости от уровня понимания их детьми; как усложнить или наоборот, разложить на ряд более простых задач задание для учащихся. Урок в 11 физико-математическом классе «Теория вероятности. Определение вероятности проявления признаков и возможных генотипов» предполагал достижение цели-способа: обучающиеся научатся применять  знание математикипри решении биологических задач репродуктивного, прикладного и творческого характера. Учителя высшей квалификационной категории О.А. Вдовенкова (математика) и Е.Е. Гришанина (биология) строили межпредметные связи на основе постановки вопросов смежного характера, общих для ряда предметов (законы наследования признаков Г. Менделя и теории вероятности);  формирования у учащихся обобщенных умений, которые лежат в основе межпредметных видов деятельности, общих для всех предметов умений, ориентировочной основы действий (формирование общеучебных и обобщенных умений, обеспечивающих перенос знаний из математики в генетику). Движение в уроке от привычного для учеников решения математических задач с использованием теории вероятности к решению задач генетических позволило сформировать навык переноса способа деятельности, преодолеть исходную неуверенность учеников в возможности работы в непрофильном классе с понятиями углубленного курса биологии. Учителя отказались в ходе реализации сценария урока от запланированных заданий на контроль усвоения изученного материала (тест) в пользу работы с творческими заданиями, составленными самими учениками для стимулирования их познавательного интереса.

Кейс 8 Вдовенкова О.А., Гришанина Е.Е. 11 класс (zip-архив, 11,7Мб)