«Сценирование уроков на межпредметной основе»
С 12 по 14 октября на база МДЦ «Артек» проходил Всероссийский педагогический форум «Детский лагерь — новое образовательное пространство»
Учителя лицея Т.Е. Галатонова (технология) и Н.А. Мельникова (русский язык и литература) рассказали об опыте проведения таких новых по форме уроков, как урок-эксперимент, внутри которого объединяются знания из различных областей: физики, русского языка, технологии, биологии, социологии. Опыт работы вызвал интерес и обсуждения как на площадке, так и в свободном общении на форуме.
26 октября 2016 года проведено интегрированное учебное занятие «Сказки для взрослых Евгения Шварца» (пьеса «Дракон»)
Учителя обществознания Н.В. Щербакова и литературы М.А. Крылова в рамках урока внеклассного чтения обсудили с учениками 10 класса сказку Е. Шварца «Дракон» на основе межпредметных связей предметов гуманитарной и обществоведческой направленности (обобщение тем «Человек как духовное существо», «Традиции Н.В. Гоголя, образ «мертвой души» в литературе).
Итоги обсуждения ученики отразят в творческом домашнем задании - эссе на тему: «Я – не тело, наделенное душой, я – душа, часть которой видима и называется телом» (Пауло Коэльо) или в виде заметки в блоге.
С 26 октября по 29 ноября 2016 года в лицее проводился методический практикум — второй (деятельностный) этап реализации программы внутришкольного повышения квалификации «Сценирование урока на основе межпредметных технологий»
Педагоги лицея считают, что один из механизмов достижения метапредметных результатов – сценирование учебных и внеучебных занятий с использованием межпредметных связей.
Ученик должен стать живым участником образовательного процесса, субъектом в учебной деятельности. Создавая внеучебное занятие в 3 классе «Том Сойер в оригинальном произведении и переводе», учителя высшей квалификационной категории И.Н. Рогова (начальная школа) и С.А. Кобец (английский язык) учитывали характерную психологическую особенность детей этого возрастного периода - ярко выраженная эмоциональность восприятия. Дети этого возраста весьма дружелюбны, легко вступают в общение. Для них все большее значение начинают приобретать оценки их поступков не только со стороны старших, но и сверстников. Их увлекает совместная коллективная деятельность, из личных качеств они больше всего ценят физическую силу, ловкость, смелость, находчивость, верность. Стержнем урока подготовки к написанию сочинения о главном герое книги Марка Твена стало размышление над пунктуационным знаком в конце записанного на доске предложения: «Том Сойер — мой друг». Вариативность его интонационного завершения (вопросительный или восклицательный знаки, многоточие) требовала от учеников субъектной позиции на уроке – определенности в оценке литературного героя и своего понимания того, каким должен быть друг.
Кейс 1 Кобец С.А., Рогова И.Н. 3 класс (zip-архив, 21 Мб)
Содержание обучения гуманитарным предметам в начальной школе обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций. Урок сравнения грамматических категорий глагола в русском и английском языках «А что у вас?» в 4 классе был начат учителем начальных классов, Заслуженным учителем РФ высшей категории Е.В. Низяевой с притчи из Ветхого Завета о вавилонском столпотворении. На основе анализа языкового материала при работе в группах ученики опирались на комментарии, консультации учителя английского языка высшей категории И.А. Кокуриной, убедились в сложности русского языка по сравнению с английским, под руководством учителя начальных классов рассуждали о возможности и невозможности отказа от национального языка и перехода к единому мировому языку как средству коммуникации.
Кейс 2 Низяева Е.В. Кокурина И.А. 4 класс (zip-архив, 328Кб)
Межпредметные связи предполагают взаимную согласованность содержания образования по различным учебным предметам, построение и отбор материала, которые определяются как общими целями образования, так и оптимальным учётом учебно-воспитательных задач, обусловленных спецификой каждого учебного предмета. Это как бы сопряжённые поля различных учебных предметов. Они взаимно учитывают общее между предметами как в содержании, так и в учебно-воспитательном процессе.
На метапредметном уроке «Части» в 5 классе учителя математики С.И. Никулина и русского языка Е.Н. Сафронова формируют субъектность учеников в деятельности: учат определить границы своего незнания и обратиться ко взрослому с конкретным вопросом, осуществляют включение в учебное сотрудничество группы детей со взрослым как носителем норм мышления и деятельности. Отталкиваясь от уже известного (ученики знают о методах решения задач на части; о частях слова и предложения, частях литературного произведения, умеют находить часть от числа и целое по его части; находить в предложении части речи, составлять план к прочитанному произведению, владеют навыком синтеза признаков делимости) ученики придут на уроке к новому: научатся выявлять закономерность применения знаний в различных науках, применять способ обобщения с учетом ряда условий для применения знаний про части.
Кейс 3 Никулина С.И., Сафронова Е.Н. 5 класс (zip-архив, 2,2Мб)
Учителя не должны осуществлять преподавание как деятельность по управлению учением школьников, оставляя учеников относительно пассивными слушателями, а не субъектами учебной деятельности. Субъектность позиции ученика на уроке может быть достигнута при организации образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся. Проведение интегрированного урока «Капиллярные явления в физике и биологии» учителями высшей квалификационной категории С.В. Бирюковой (биология) и А. А. Овсянниковой (физика) основано на использовании технологии развивающего обучения, основано на сотрудничестве детей и взрослых: учащиеся сами формулируют тему урока, определяют учебную задачу урока, определив границы знания и незнания; формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно, дают оценку деятельности по её результатам. Межпредметные связи на уроке построены на основе общности понятий (смачивание — несмачивание, капиллярные явления), использовании общности в методике — использовании логических, методологических приёмов и формучебного процесса, при помощи которых реализуются связи в содержании (проблемные вопросы, работа с информацией, составление схемы-кластера). «Акт обучающего взаимодействия» ученика и учителя, реализация субъектности в обучении особенно ярко проявились на этапе постановки учебной задачи: один из вопросов ученика (как сделать капилляр?) в дальнейшем вызовет коррекцию в работе учителя физики, преподающего пропедевтический курс в 6 классе.
Кейс 4 Бирюкова С.В., Овсянникова А.А. 6 класс (zip-архив, 2,1Мб)
Направление межнаучного взаимодействия на уроке в 7 классе «Смутное время» связано с комплексным изучением разными науками одного и тоже объекта. Объект изучения — Смутное время в истории России — изучается на уроках истории, формирование и вклад в победу над захватчиками Второго ополчения под руководством К.Минина и Д. Пожарского рассматривается на уроках исторического краеведения, описание «пространства Смуты» невозможно без изучения географии, формирование понятия «патриотизм», «гордость за свой край и Отечество» особенно актуализируется на уроках обществознания. Учителя истории С.И. Кочетова (Почетный работник образования, учитель высшей категории), Н.М. Шапкина (учитель первой категории) и географии С.Г. Ронжина (учитель высшей категории) ставят общую цель-ценность (воспитательную, мировоззренческую цель, ориентированную на личностный результат): обучающиеся осознают всю глубину кризиса и распада России в период Смутного времени: оценят вклад нижегородского ополчения в спасении Москвы и всей страны от интервентов, убедятся в героизме и мужестве участников Второго ополчения, а также К. Минина и Д.Пожарского. Работа на уроке направлена на формирование метазнаний в предметах единого цикла: ценности долга, защиты Отечества и патриотизма.
Кейс 5 Кочетова С.И., Ронжина С.Г., Шапкина Н.М. 7 класс (zip-архив, 1,29Мб)
Особенность учебных задач при сценировании урока состоит в том, что они нацелены на усвоение способа действия (как решать?), в ходе которого происходит развитие мышления учеников, формируются их познавательные процессы. Учителя понимают, что решение учебной задачи — это не продукт, а средство достижения целей учебной деятельности. На учебном занятии «Решение баллистических задач геометрическим методом» модульного курса предпрофильной направленности «Решение проектно-исследовательских задач» по физике учителя высшей квалификационной категории Л.М. Прохорова (физика) и Н.В. Бочкова (математика) создали условия для переноса способа решения геометрических задач на материал курса физики. Рефлексия в конце урока вызвала удивление у девятиклассников, пытавшихся ответить на вопрос, что нового они узнали на уроке. Собственно теоретические знания, способ действия были им известны, открытием стала возможность использования способа действий в одной науки для решения задач в другой.
Кейс 6 Бочкова Н.В., Прохорова Л.М. 9 класс (zip-архив, 3,95Мб)
Цель современного образования — сформировать у ученика целостную картину мира, представление о единстве и многообразии общественных процессов, достижение этой цели возможно при интеграции предметов, в том числе гуманитарных дисциплин в процессе обучения. Активизацию процесса интеграции необходимо проводить во внеурочной, внеклассной деятельности по предметам. Материал уроков обществознания и литературы дает возможность для достижения поставленных целей и задач. Поэтому занятия могут проводиться руководителем интеллект-клуба «Полемист», учителем обществознания и учителем русского языка и литературы. На внеучебном занятии «Взрослые сказки Евгения Шварца» учителя высшей квалификационной категории Н.В. Щербакова и М.А. Крылова работали над реализацией следующего направления межнаучного взаимодействия — комплексное изучение разными науками одного и тоже объекта: изучение понятия личности, осмысление процесса становления личностью как воспитания в себе души, формирование потребности в самопознании и саморазвитии (изучение на основании собственного социального и читательского опыта).Ученики анализировали сказку Е. Шварца «Дракон» в контексте понятий «душа», «самовоспитание», учились понимать, что значит стать личностью, что значит быть свободным, живя в обществе, как обрести свободу и как ею пользоваться.
Кейс 7 Крылова М.А., Щербакова Н.В. 10 класс (zip-архив, 0,8Мб)
При подготовке занятия по готовым сценариям учитель использует только дидактическую схему передаваемого содержания, описанную в разработанном сценарии, но сама ситуация промысливается и проговаривается в режиме имитации. Важно заранее продумать: каким образом можно перепроектировать задания, в зависимости от уровня понимания их детьми; как усложнить или наоборот, разложить на ряд более простых задач задание для учащихся. Урок в 11 физико-математическом классе «Теория вероятности. Определение вероятности проявления признаков и возможных генотипов» предполагал достижение цели-способа: обучающиеся научатся применять знание математикипри решении биологических задач репродуктивного, прикладного и творческого характера. Учителя высшей квалификационной категории О.А. Вдовенкова (математика) и Е.Е. Гришанина (биология) строили межпредметные связи на основе постановки вопросов смежного характера, общих для ряда предметов (законы наследования признаков Г. Менделя и теории вероятности); формирования у учащихся обобщенных умений, которые лежат в основе межпредметных видов деятельности, общих для всех предметов умений, ориентировочной основы действий (формирование общеучебных и обобщенных умений, обеспечивающих перенос знаний из математики в генетику). Движение в уроке от привычного для учеников решения математических задач с использованием теории вероятности к решению задач генетических позволило сформировать навык переноса способа деятельности, преодолеть исходную неуверенность учеников в возможности работы в непрофильном классе с понятиями углубленного курса биологии. Учителя отказались в ходе реализации сценария урока от запланированных заданий на контроль усвоения изученного материала (тест) в пользу работы с творческими заданиями, составленными самими учениками для стимулирования их познавательного интереса.
Кейс 8 Вдовенкова О.А., Гришанина Е.Е. 11 класс (zip-архив, 11,7Мб)