Фотогалерея







Воспитательное пространство лицея

ГлавнаяПроектыВоспитательное пространство лицея

Проект сетевого взаимодействия «Лицей – дошкольное образование»

Переход ребенка-дошкольника в школьную образовательную среду – это переход его в иное культурное пространство, в другую возрастную категорию и социальную ситуацию развития. Школа и детский сад – два смежных звена в системе образования. Успехи в школьном обучении во многом зависят от качества знаний и умений, сформированных в дошкольном детстве, от уровня развития познавательных интересов и познавательной активности ребенка.

Механизмы, обеспечивающие преемственность в образовании, - лицейские проекты:

1. ПРОГРАММА Сетевого взаимодействия учреждений дошкольного образования и образовательных организаций Московского района на 2017-2020г.г. «Сотрудничество детского сада и школы как условие реализации ФГОС»

Открыть/скачать аннотацию программы

2. Программа дополнительного образования для дошкольников «РОДНИЧОК» (к.п.н., тьютор Т.В. Дурандина)

Открыть/скачать аннотацию программы

Проект «Арктика»

ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА ПРОЕКТА «АРКТИКА» (открыть/скачать, документ MS Word)

Арктика — вопрос и проблема №1 для России и для всего мира в ХХI веке? (открыть/скачать, документ MS PowerPoint)

Кому принадлежит Арктика? (открыть/скачать, документ MS PowerPoint)

Геополитическая борьба в Арктике (открыть/скачать, документ MS PowerPoint)

Освоение Арктики: сотрудничество и конкуренция приарктических государств (открыть/скачать, документ MS PowerPoint)

Национальные интересы Российской Федерации в Арктике (открыть/скачать, документ MS PowerPoint)


О проекте «Бренд лицея №87 — лицей имени Л.И. Новиковой»

Лицей №87 с 2008 года носит имя академика Людмилы Ивановны Новиковой – уникального педагога, ученого с мировым именем, автора теории воспитательных систем. Под ее руководством и при непосредственном участии создавалась гуманистическая воспитательная система современного лицея. В 90-е годы на основе синергетического подхода ключевым в  исследованиях Л.И.Новиковой становится новое понятие – воспитательное пространство как результат не только созидающей деятельности, но и усилий всех социальных институтов, выходящих на детей.

Концепция воспитательного пространства строится на том, чтобы сделать негативные социокультурные вызовы современного общества непосредственными объектами для  работы.  При таком подходе все вызовы распадаются на три группы.

  1. Факторы, работающие на слом социальности как таковой, - наркотизация, криминализация, асоциальные субкультуры, жесткое расслоение населения по уровням обеспеченности, образованности. Эти риски встроены в вызов консьюмеризма.
    Противостоять им – обязательная задача образовательных институтов. Так как это базовый уровень социализации, школа обязана гарантировать результат своих действий.
  2. Факторы, работающие на слом идентичности юного человека - происходит размывание всего базового набора идентичностей - гражданской  культурной. этнической, конфессиональной, гендерной, общностной, - кроме идентичности потребителя. Этот процесс сопровождается моральным релятивизмом, радикальной либерализацией норм частной и общественной жизни, отрицанием общественно-коллективных форм жизни. Результат –потеря ценностных, культурных, социальных ориентиров.
  3. Вызовы, ведущие к потере творческого отношения к жизни, желания действовать, брать на себя ответственность. Это разрастание в обществе стилей и форм жизнедеятельности и отдыха, уводящих и отчуждающих  от реальности, кризис трудовой культуры и этики, дефицит неденежных мотиваций.

Мы используем определение воспитания как управление процессом развития личности через  создание необходимых для этого условий. Современная концепция воспитательного пространства лицея включает в себя два аспекта: воспитательное пространство  рассматривается как освоенная внутренняя и внешняя среда, пятый компонент воспитательной системы школы наряду с целью, системообразующей деятельностью, субъектами деятельности, отношениями и управлением.

Инновационная стратегия управления воспитательным пространством строится на основе баланса традиций и инноваций. Мы берем за основу два подхода:

  1. принципы социального воспитанияединство образования, организации социального  опыта юных и индивидуальной помощи им в решении возрастных задач (А.В. Мудрик). В соответствии с нормативными документами по реализации ФГОС особое внимание уделяется социализации учащихся, с которой напрямую связан особый тип результатов образования – личностные результаты. Основной образовательный результат возникает за счет педагогического сопровождения индивидуального социального действия и рефлексии ребенка. Важным технологическим условием выступает создание специальных социальных сред с ориентирующей функцией, где предусмотрена возможность самостоятельных «проб», действий, имеющих реальный эффект, повышающих уровень социальной ответственности детей. Это новый подход - неадаптивная социализация в условиях  актуальных вызовов воспитанию (Д.В.Григорьев).
  2. принципы интеллектуального воспитания, направленного на повышение продуктивности интеллектуальной деятельности и рост своеобразия склада ума обучающихся в условиях открытого образования.  Мы опираемся на точку зрения М.А.Холодной о том, что «в нынешних непростых социо-культурных условиях школа, по-видимому, остается единственным социальным институтом, который может (и обязан) взять на себя защиту главного права каждого ребенка - права на такие условия школьной среды, которые обеспечивали бы ему полноценное личностное (человеческое) развитие в максимально возможном диапазоне роста его индивидуальных психологических ресурсов».

Основой стратегии является выполнение социального заказа государства и социального заказа обучающихся и их семей.

Социальный заказ государства: формирование у обучающихся современной научной картины мира, воспитание национального самосознания, гражданственности, трудолюбия, любви к окружающей природе, обеспечение доступности качественного образования, особенно для детей с ОВЗ (интегрированный или инклюзивный подход).

Социальный заказ обучающихся и их семей: качественное жизненное самоопределение на основе «персональной» траектории непрерывного самообразования и саморазвития.

Развитие воспитательного пространства является одним из главных условий  выполнения лицеем своей миссии:  «Воспитание человека-творца на базе ценности фундаментального знания, «выращивание» деятельностей, позволяющих человеку повысить свой потенциал обучаемости новому в условиях открытого образования: «каждый ребенок имеет право быть умным».

  • О проекте «Бренд лицея №87 - лицей имени Л.И. Новиковой»
    Открыть/скачать (документ Word)

Выступление на коллегии

Полностью данная информация содержится в выступлении директора лицея С.В. Кулевой «Управление развитием воспитательного пространства лицея в условиях модернизации образования» на коллегии 26 марта 2012 года

  • «Управление развитием воспитательного пространства лицея в условиях модернизации образования» (С.В. Кулева)
    Открыть/скачать (документ Word)

Презентация


"Управление развитием воспитательного пространства лицея в условиях модернизации образования" (Кулева С.В.)

Открыть/скачать (демонстрация PowerPoint в архиве .zip, 21.4 Мб)