Прохорова Лариса Михайловна
«Ученикам, чтобы преуспеть, надо догонять тех, кто впереди, а не ждать тех, кто позади»
(Аристотель)
Прохорова Лариса Михайловна
Учитель физики и астрономии МБОУ лицей №87 имени Л.И.Новиковой г. Нижнего Новгорода
Презентации и материалы
- Презентация педагогической деятельности Прохоровой Л.М.
- Научно-методическая работа. Семинар учителей физики 06.12.2019
- Презентация выступления на региональной конференции 15.01.2020
- Формирование научно-инженерного мышления во внеурочной деятельности естественно-научной направленности (презентация)
- Формирование научно-инженерного мышления во внеурочной деятельности естественно-научной направленности
- Технология проектирования
- «Больной мир»: глобальные проблемы человечества и пути их решения
- Проект Атомные технологии сегодня
- От атома Демокрита до бозона Хиггса
- Радиация как природное явление. Роль радиации в окружающем нас мире
- Современное состояние атомной энергетики (презентация)
- Современное состояние атомной энергетики
- Астероидные ресурсы. Проект 8 класс 2017-2018
- Атмосферное давление
- Гидростатическое давление
- Давление твердых тел
- Давление газа
- Полное внутреннее отражение
- Электромагнитное поле. Электромагнитные волны
- Сценирование урока по теме Баллистическое движение
- Астрономическое образование в лицее. Выступление на конференции 09.11.2016
- Магнитное поле
- Магнитный поток
- Источники света. Отражение. Зеркало
- Преломление
- Оптика. Линзы
- Переменный ток
- Фотоэффект
- Фотоны
- Квантовые постулаты Бора
Общая информация. Концепция работы
1. Образование – ГГУ им. Н.И.Лобачевского, 1977 год
Специальность - физика
Квалификация - физик, преподаватель физики
Категория - высшая
Педагогический стаж - 38 лет (общий - 42)
- Учитель физики и астрономии высшей категории
- Отличник народного просвещения
- Соросовский учитель
- 2 гранта губернатора
- Победитель НПО 2008 год
- Почётный знак «Благодарность от главы города»
- Почётная грамота Министерства образования и науки РФ
- Почётные дипломы от министерства образования и науки Нижегородской области (2003,20011,2017,2018)
- Благодарственные письма от главы города, главы района, ректора ННГУ, НГТУ, МГУ, директора ИПФАНА
- Грамоты Департамента образования Администрации Нижнего Новгорода
- Результаты работы:
Ежегодно есть победители и призёры различных олимпиад, конференций, конкурсов, фестивалей школьников:
- Всех этапов Всероссийской олимпиады школьников, включая заключительный этап
- Межрегиональных олимпиад и олимпиад федерального уровня: «Будущие исследователи – будущее науки», многопрофильные олимпиады Росатома, Инженерная, «Звезда», Ломоносов, Интернет – олимпиады и др.
- городской командной технической олимпиады (проводится, начиная с 1998 года)
- городской олимпиады по физике
- городской олимпиады по физике, астрофизике космоса
- конференций НОУ, «От атома до галактики» (МГУ)
- конкурсов «Знатоки», «Что? Где? Когда?», « Апельсин» (Росатом), «Вектор знаний» (МГУ)
- Темы педагогической работы на 2017-2018г.г.:
1) «Моделирование структуры воспитательного пространства образовательной организации на основе открытости и незавершенности ситуаций-событий как альтернативного ресурса виртуальной социализации «детей цифровой эры»
(в составе рабочей группы федеральной инновационной площадки «Воспитательное пространство образовательной организации как ресурс формирования интереса лицеистов к научно-техническому творчеству» (приказ министерства образования и науки РФ «О федеральных инновационных площадках» от 17 декабря 2017 г. № 1206)
2) «Создание условий для социализации обучающихся с учетом особенностей возраста в контексте моделирования основной образовательной программы образовательной организации»;
(в составе проектной команды федеральной инновационной площадки «Моделирование социализирующей воспитательной системы образовательного учреждения на основе адаптивных организационных структур» (приказ министерства образования и науки РФ «О статусе федеральной инновационной площадки» от 4 июня 2013 г. № 430),
3) «Создание сети школ, реализующих инновационные программы для отработки новых технологий и содержания обучения и воспитания, через конкурсную поддержку школьных инициатив и сетевых проектов» (Конкурс ФЦПРО-2.3-08-3. «Реализация инновационных программ воспитания и социализации обучающихся», протокол заседания от 24 июня 2016);
Концепция педагогической работы учителя
- Условия формирования личного вклада педагога в развитие образования.
1) Работа с образовательными стандартами;
2) Повышение квалификации;
3) Владение современными технологиями обучения (Технология проблемного обучения, Технология саморазвития личности (А.А. Ухтомский, Г.К. Селевко), Технология освоения и разработки средств компьютерной поддержки процессов обучения, Технология тьюторского сопровождения индивидуальных образовательных маршрутов одаренных детей, Игровые технологии, Здоровьесберегающие технологии, Технология интегрированного обучения с использованием межпредметных связей, проведение бинарных уроков)
4) Работа в региональных и федеральных инновационных площадках
5) Участие в различных научных и педагогических мероприятиях: конференциях, педсоветах, круглых столах, ассоциациях, экспертных советах
6) Работа по программам углубленного изучения физики,
7) Разработка и применение в работе программ, имеющих экспертное заключение ДПО ГБУ НИРО;
8) Наличие устойчивого контингента учащихся, обладающих потенциальными возможностями, так и детей с общей одаренностью;
9) Высокая результативность участия учащихся в олимпиадах и конкурсах от муниципального до федерального уровня;
10) Непрерывность образования выпускников лицея: % выпускников физ-мат классов поступают в вузы научно -технической направленности;
11) Наличие материально-технической базы и экспериментального оборудования в кабинете физики;
12) Обобщение и распространение педагогического опыта;
- Актуальность личного вклада педагога в развитие образования
Актуальность личного вклада обусловлена необходимостью создания в лицее эффективной системы образования, обеспечения условий для обучения, воспитания, развития в соответствии с Концепцией общенациональной системы выявления и развития молодых талантов, утвержденной Президентом Российской Федерации 3 апреля 2012 для проявления и развития способностей каждого ребенка, стимулирования одаренных детей в области физики, астрономии, научно – технического творчества,
Противоречия: в лицее учатся дети с разным интеллектуальным потенциалом, с различными областями интересов, с разной мотивацией к обучению, с разными коммуникативными компетенциями. Без специальным образом организованных занятий происходит потеря интереса к предмету, падает самооценка, пропадает мотивация к учебе и, как следствие, - неправильный профессиональный выбор в будущем, возникают проблемы с социализацией
Проблема: Правильно выбрать программы основного и дополнительного образования, методы и формы проведения занятий с различными категориями обучающихся чтобы не потерять мотивацию к изучению физики, создать устойчивый интерес к техническому творчеству, исследовательской деятельности, интеллектуальному росту, осознанию собственной социальной значимости.
- «Теоретическое обоснование личного вклада педагога в развитие образования»
Основу концепции теоретического обоснования составили:
1. Педагогические концепции Л.И. Новиковой: содержание образования должно подстраиваться под ребенка и вести за собой интеллектуальное воспитание
- Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий Г.Я. Гальперина
- Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП Г.К. Селевко
- Сущность, структура и компоненты личностно-ориентированного подхода Е.Н.Степанова и И.С.Якименской
5.. Психологические парадигмы одаренности Шумаковой Н.Б., Богоявленской Д.Б
- Цель и задачи педагогической деятельности
Цель: сформировать среду, создать условия, необходимые для развития способностей одарённых детей в области физики, астрономии, научно – технического творчества,
создать эффективную систему образования, обеспечив условия для обучения, воспитания, развития в соответствии с Концепцией общенациональной системы выявления и развития молодых талантов, утвержденной Президентом Российской Федерации 3 апреля 2012.
Направления деятельности для достижения поставленной цели:
1) преподавание по программам углубленного изучения в соответствии с этапами познания и возрастными особенностями развития с учетом индивидуальных параметров личности (личностно-ориентированный подход к обучению)
2) Создание модулей образовательной среды: системы проектной деятельности, программы внеурочной деятельности, реализация индивидуальных творческих запросов;
3) Расширение вариативности презентации учащимися продуктов своей интеллектуальной деятельности
Задачи:
1. Определить принципы педагогического взаимодействия на уроках физики
2. Сформировать методический «портфель» форм, методов и технологий урочной и внеурочной деятельности учителя физики, способствующих развитию ключевых компетенций одаренных школьников.
3. Найти наиболее продуктивные способы презентации продуктов интеллектуальной деятельности учащихся, способствующих формированию предметных и ключевых компетенций
- Ведущая педагогическая идея
- Формирование знаний не является главной целью образования («знания ради знаний»)
- Знания и умения как единицы образовательного результата необходимы, но недостаточны для того, чтобы быть успешным в современном информационном обществе
- Важна не столько энциклопедическая грамотность, сколько способность применять обобщенные знания и умения в конкретных ситуациях для разрешения проблем, возникающих в реальной деятельности
- Знания являются базой компетентности человека
- Вовлечение учащихся в поисково - исследовательскую практико-ориентированную деятельность, формируя учебные умения и навыки, универсальные способы деятельности и ключевые компетенции, для дальнейшего их практического применения
- Деятельность: познавательная, коммуникативная, рефлексивная
- Деятельностный аспект личного вклада педагога в развитие образования
Эффективная система образования – комплекс мер, методов, обеспечивающих интеллектуальный рост учащихся, усвоение обучающимися теоретических, практических, коммуникативных умений и навыков, универсальных способов деятельности, их применение, транслирование, социализацию за счёт максимально возможного обогащения его ментального опыта:
разработка программ основного и дополнительного образования, их сертификация
- Формирование классов с учетом мотивации обучающихся
- Подготовка дидактического материала, презентаций
- Применение различных технологий проведения урока с учетом уровня подготовки класса
- Формирование методологических знаний
- Формирование навыков применения теоретических знаний во внеурочной деятельности: на занятиях по физике и астрономии
- Вовлечение обучающихся в поисково-исследовательскую, проектную, инженерно-конструкторскую деятельность в рамках дополнительного образования
- Организация условий для транслирования, защиты результатов работы
- Организация профориентационной работы: встречи с учёными, посещение ведущих научных и производственных центров, ВУЗов
- 10. Обучение одарённых детей должно проводиться на максимально высоком теоретическом уровне, только оно ведёт за собой развитие аналитического мышления
- Диапазон личного вклада педагога в развитие образования и степень его новизны
- Организовано в лицее Детское общественное объединение «Интеллектуальный потенциал России» (физика, астрономия) как форма интеллектуальной деятельности, как инновационный субъект воспитания, как ресурс социализации
- Разработаны и реализуются сертифицированные программы основного и дополнительного образования (сертификат НМЭС ГБОУ ДПО НИРО № 85 от 16 сентября 2014 г., № 147 от 15.09.2009 г., №38 от 20. 10. 2004г.), поддерживающие углубленный курс физики и астрономии
- Организована работа по углублённому изучению физики и математическому моделированию физических процессов в рамках проекта сотрудничества с МГУ.
- Разработана система занятий по астрономии в рамках дополнительного образования
- Разработана система уроков, дидактического материала к ним, компьютерного сопровождения по многим темам курса физики и астрономии во всех параллелях
- Используются различные технологии уроков, занятий,
- Во внеурочной коллективной деятельности учащихся по физике, астрономии свои работы учащиеся представляют на различных олимпиадах муниципального, городского, регионального, заключительного этапов); на межрегиональных олимпиадах « Будущие исследователи – будущее науки», «Звезда», Инженерная олимпиада, Ломоносов; конференциях НОУ «Эврика», « От атома до галактики» (МГУ); конкурсах ( конкурс Росатома, конкурсы исследовательских проектов Рост, INTEI ISEF, Космос), интеллектуальных «Знатоки, Апельсин,
- Мой опыт работы представлен на городском, региональном, всероссийском,
- Установлены связи с ведущими естественнонаучными кафедрами Нижегородских вузов, НИИ
- Воспитательная компонента ДОО. Принципы развития
- Повышение эффективности взаимодействия учебной и внеучебной деятельности
- Гуманистическая направленность воспитания, субъект – субъектное взаимодействие
- Личностная самоценность, индивидуальность
- Личностно – значимая деятельность, различные формы деятельности
- Коллективное воспитание, взаимодействие детей и взрослых в процессе совместной деятельности…
Направления работы:
1. Научно-исследовательское
2. Инженерно-техническое
3. Образовательное
Формы работы:
- Кружки
- Подготовка к олимпиадам
- НОУ «Эврика»
- Проект с МГУ
- Научно – образовательные поездки, экскурсии
- Работа с Вузами
- Работа с научными центрами
Области работы:
- Астрономия
- Физика
- Инженерно-техническое проектирование
Сотрудничество с физическим факультетом МГУ
Направления работы:
- Практикум решения задач по физике, которые проводятся преподавателями, студентами, аспирантами МГУ и учителями лицея
- Практикум решения задач по математике
- Компьютерное моделирование физических процессов
- Участие в конференции «От атома до галактики» (МГУ)
- Проведение видеоконференций
- Транслирование практических достижений профессиональной деятельности педагогического работника
- Выступление на педсовете по теме: «Требования ФГОС по формированию личностных и метапредметных результатов и деятельность педагогов лицея. Анализ проведенных учебных занятий на межпредметной основе» в рамках общей темы «Концептуальные вопросы развития предметного образования в РФ в контексте введения профессионального стандарта педагога». Подготовлена визитная карточка урока (выписка из протокола педагогического совета № 2 от 29.11.2016г )
- Приняла участие 1 декабря 2016 года в вебинаре в он-лайн режиме на федеральном уровне с диссеминацией опыта работы по проблеме «Сценирование уроков на межпредметной основе» (ссылка на вебинар размещена на сайте лицея: https://lyceum87.nnov.ru/konkurs-ftspro/meropriyatiya-proekta/disseminatsiya-opyta.html
- Подготовила для коллективной публикации кейс методических материалов для проведения открытого учебного занятия с использованием технологии сценирования уроков на межпредметной основе «Решение баллистических задач геометрическим методом» для 9 «Б» класса (ссылка на публикацию на сайте лицея: https://lyceum87.nnov.ru/konkurs-ftspro/meropriyatiya-proekta/stsenirovanie-urokov-na-mezhpredmetnoy-osnove.html).
- Использовала для транслирования опыта практических результатов своей профессиональной деятельности современные технологии: в рамках реализации программы работы по итогам конкурсного отбора юридических лиц на предоставление грантов в форме субсидии из федерального бюджета юридическим лицам в рамках реализации Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы по мероприятию 2.3. «Создание сети школ, реализующих инновационные программы для отработки новых технологий и содержания обучения и воспитания, через конкурсную поддержку школьных инициатив и сетевых проектов» (Конкурс ФЦПРО-2.3-08-3. «Реализация инновационных программ воспитания и социализации обучающихся», протокол заседания от 24 июня 2016)
- Выступление на Межрегиональной научно – практической интернет – конференции «Внеурочная деятельность по естественнонаучным предметам в современных условиях: новые формы и подходы», 27. 09. 2017г.по теме «Система астрономического образования в лицее» (сайт Знание - НН)