Новости
Платформа «Лобачевский» для подачи заявок
04.12.2025
Вводится новая платформа «Лобачевский», предназначенная для подачи жителями Нижнего Новгорода заявок по интересующим их проблемным вопросам.
Фотогалерея







Прохорова Лариса Михайловна

ГлавнаяСтраницы преподавателейПрохорова Лариса Михайловна

«Ученикам, чтобы преуспеть, надо догонять тех, кто впереди, а не ждать тех, кто позади»

(Аристотель)

Прохорова Лариса Михайловна

Учитель физики и астрономии МБОУ лицей №87 имени Л.И.Новиковой г. Нижнего Новгорода

Презентации и материалы

Общая информация. Концепция работы

1. Образование – ГГУ им. Н.И.Лобачевского, 1977 год

Специальность - физика

Квалификация - физик, преподаватель физики

Категория - высшая

Педагогический стаж - 38 лет (общий - 42)

  1. Учитель физики и астрономии высшей категории
  • Отличник народного просвещения
  • Соросовский учитель
  • 2 гранта губернатора
  • Победитель НПО 2008 год
  • Почётный знак «Благодарность от главы города»
  • Почётная грамота Министерства образования и науки РФ
  • Почётные дипломы от министерства образования и науки Нижегородской области (2003,20011,2017,2018)
  • Благодарственные письма от главы города, главы района, ректора ННГУ, НГТУ, МГУ, директора ИПФАНА
  • Грамоты Департамента образования Администрации Нижнего Новгорода
  1. Результаты работы:

Ежегодно есть победители и призёры различных олимпиад, конференций, конкурсов, фестивалей школьников:

  • Всех этапов Всероссийской олимпиады школьников, включая заключительный этап
  • Межрегиональных олимпиад и олимпиад федерального уровня: «Будущие исследователи – будущее науки», многопрофильные олимпиады Росатома, Инженерная, «Звезда», Ломоносов, Интернет – олимпиады и др.
  • городской командной технической олимпиады (проводится, начиная с 1998 года)
  • городской олимпиады по физике
  • городской олимпиады по физике, астрофизике космоса
  • конференций НОУ, «От атома до галактики» (МГУ)
  • конкурсов «Знатоки», «Что? Где? Когда?», « Апельсин» (Росатом), «Вектор знаний» (МГУ)
  1. Темы педагогической работы на 2017-2018г.г.:

1) «Моделирование структуры воспитательного пространства образовательной организации на основе открытости и незавершенности ситуаций-событий как альтернативного ресурса виртуальной социализации «детей цифровой эры»

(в составе рабочей группы федеральной инновационной площадки «Воспитательное пространство образовательной организации как ресурс формирования интереса лицеистов к научно-техническому творчеству» (приказ министерства образования и науки РФ «О федеральных инновационных площадках» от 17 декабря 2017 г. № 1206)

2) «Создание условий для социализации обучающихся с учетом особенностей возраста в контексте моделирования основной образовательной программы образовательной организации»;

(в составе проектной команды федеральной инновационной площадки «Моделирование социализирующей воспитательной системы образовательного учреждения на основе адаптивных организационных структур» (приказ министерства образования и науки РФ «О статусе федеральной инновационной площадки» от 4 июня 2013 г. № 430),

3) «Создание сети школ, реализующих инновационные программы для отработки новых технологий и содержания обучения и воспитания, через конкурсную поддержку школьных инициатив и сетевых проектов» (Конкурс ФЦПРО-2.3-08-3. «Реализация инновационных программ воспитания и социализации обучающихся», протокол заседания от 24 июня 2016);

Концепция педагогической работы учителя

  1. Условия формирования личного вклада педагога в развитие образования.

1) Работа с образовательными стандартами; 

2) Повышение квалификации;

3) Владение современными технологиями обучения (Технология проблемного обучения, Технология саморазвития личности (А.А. Ухтомский, Г.К. Селевко), Технология освоения и разработки средств компьютерной поддержки процессов обучения, Технология тьюторского сопровождения индивидуальных образовательных маршрутов одаренных детей, Игровые технологии, Здоровьесберегающие технологии, Технология интегрированного обучения с использованием межпредметных связей, проведение бинарных уроков)

4) Работа в региональных и федеральных инновационных площадках

5) Участие в различных научных и педагогических мероприятиях: конференциях, педсоветах, круглых столах, ассоциациях, экспертных советах

6) Работа по программам углубленного изучения физики,

7) Разработка и применение в работе программ, имеющих экспертное заключение ДПО ГБУ НИРО;

8) Наличие устойчивого контингента учащихся, обладающих потенциальными возможностями, так и детей с общей одаренностью;

9) Высокая результативность участия учащихся в олимпиадах и конкурсах от муниципального до федерального уровня;

10) Непрерывность образования выпускников лицея: % выпускников физ-мат классов поступают в вузы научно -технической направленности;

11) Наличие материально-технической базы и экспериментального оборудования в кабинете физики;

12) Обобщение и распространение педагогического опыта;

  1. Актуальность личного вклада педагога в развитие образования

Актуальность  личного вклада обусловлена  необходимостью создания в лицее эффективной  системы образования, обеспечения условий для обучения, воспитания, развития в соответствии с  Концепцией общенациональной системы выявления и развития молодых талантов, утвержденной Президентом Российской Федерации 3 апреля 2012  для проявления и развития способностей каждого ребенка, стимулирования одаренных детей  в области физики, астрономии, научно – технического творчества,

Противоречия: в лицее учатся дети с разным интеллектуальным потенциалом, с различными областями интересов, с разной мотивацией к обучению, с разными коммуникативными компетенциями. Без специальным образом организованных занятий происходит потеря интереса к предмету, падает самооценка, пропадает мотивация к учебе и, как следствие, - неправильный профессиональный выбор в будущем, возникают проблемы с социализацией

Проблема: Правильно выбрать программы основного и дополнительного образования, методы и формы проведения занятий с различными категориями обучающихся чтобы не потерять мотивацию к изучению физики, создать устойчивый интерес к техническому творчеству, исследовательской деятельности, интеллектуальному росту, осознанию собственной социальной значимости.

  1. «Теоретическое обоснование личного вклада педагога в развитие образования»

Основу концепции теоретического обоснования составили:

1. Педагогические концепции Л.И. Новиковой: содержание образования должно подстраиваться под ребенка и вести за собой интеллектуальное воспитание

  1. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий Г.Я. Гальперина
  2. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП Г.К. Селевко
  3. Сущность, структура и компоненты личностно-ориентированного подхода Е.Н.Степанова и И.С.Якименской

5.. Психологические парадигмы одаренности Шумаковой Н.Б., Богоявленской Д.Б

  1. Цель и задачи педагогической деятельности

Цель: сформировать среду, создать условия, необходимые для развития способностей одарённых детей в области физики, астрономии, научно – технического творчества,

создать эффективную систему образования, обеспечив условия для обучения, воспитания, развития в соответствии с Концепцией общенациональной системы выявления и развития молодых талантов, утвержденной Президентом Российской Федерации 3 апреля 2012.

Направления деятельности для достижения поставленной цели:

1) преподавание по программам углубленного изучения в соответствии с этапами познания и возрастными особенностями развития с учетом индивидуальных параметров личности (личностно-ориентированный подход к обучению)

2) Создание модулей образовательной среды: системы проектной деятельности, программы внеурочной деятельности, реализация индивидуальных творческих запросов;

3) Расширение вариативности презентации учащимися продуктов своей интеллектуальной деятельности

Задачи:

1. Определить принципы педагогического взаимодействия на уроках физики

2. Сформировать методический «портфель» форм, методов и технологий  урочной и внеурочной деятельности учителя физики, способствующих развитию ключевых компетенций одаренных школьников.

3. Найти наиболее продуктивные способы презентации продуктов интеллектуальной деятельности учащихся, способствующих формированию предметных и ключевых компетенций

  1. Ведущая педагогическая идея
  • Формирование знаний не является главной целью образования («знания ради знаний»)
  • Знания и умения как единицы образовательного результата необходимы, но недостаточны для того, чтобы быть успешным в современном информационном обществе
  • Важна не столько энциклопедическая грамотность, сколько способность применять обобщенные знания и умения в конкретных ситуациях для разрешения проблем, возникающих в реальной деятельности
  • Знания являются базой компетентности человека
  • Вовлечение учащихся в поисково - исследовательскую практико-ориентированную деятельность, формируя учебные умения и навыки, универсальные способы деятельности и ключевые компетенции, для дальнейшего их практического применения
  • Деятельность: познавательная, коммуникативная, рефлексивная
  1. Деятельностный аспект личного вклада педагога в развитие образования

Эффективная система образования  – комплекс мер, методов, обеспечивающих интеллектуальный рост учащихся, усвоение обучающимися теоретических, практических, коммуникативных  умений и навыков, универсальных способов деятельности, их применение, транслирование, социализацию за счёт максимально возможного обогащения его ментального опыта:

разработка программ основного и дополнительного образования, их сертификация

  1. Формирование классов с учетом мотивации обучающихся
  2. Подготовка дидактического материала, презентаций
  3. Применение различных технологий проведения урока с учетом уровня подготовки класса
  4. Формирование методологических знаний
  5. Формирование навыков применения теоретических знаний во внеурочной деятельности: на занятиях по физике и астрономии
  6. Вовлечение обучающихся в поисково-исследовательскую, проектную, инженерно-конструкторскую деятельность в рамках дополнительного образования
  7. Организация условий для транслирования, защиты результатов работы
  8. Организация профориентационной работы: встречи с учёными, посещение ведущих научных и производственных центров, ВУЗов
  9. 10. Обучение одарённых детей должно проводиться на максимально высоком теоретическом уровне, только оно ведёт за собой развитие аналитического мышления
  1. Диапазон личного вклада педагога в развитие образования и степень его новизны
  • Организовано в лицее Детское общественное объединение «Интеллектуальный потенциал России» (физика, астрономия) как форма интеллектуальной деятельности, как инновационный субъект воспитания, как ресурс социализации
  • Разработаны и реализуются сертифицированные программы основного и дополнительного образования (сертификат НМЭС ГБОУ ДПО НИРО № 85 от 16 сентября 2014 г., № 147 от 15.09.2009 г., №38 от 20. 10. 2004г.), поддерживающие углубленный курс физики и астрономии
  • Организована работа по углублённому изучению физики и математическому моделированию физических процессов в рамках проекта сотрудничества с МГУ.
  • Разработана система занятий по астрономии в рамках дополнительного образования
  • Разработана система уроков, дидактического материала к ним, компьютерного сопровождения по многим темам курса физики и астрономии во всех параллелях
  • Используются различные технологии уроков, занятий,
  • Во внеурочной коллективной деятельности учащихся  по физике, астрономии свои работы учащиеся представляют на различных олимпиадах муниципального, городского, регионального, заключительного этапов); на межрегиональных олимпиадах « Будущие исследователи – будущее науки», «Звезда», Инженерная олимпиада, Ломоносов;  конференциях НОУ «Эврика», « От атома до галактики» (МГУ); конкурсах ( конкурс Росатома, конкурсы исследовательских проектов Рост, INTEI ISEF, Космос), интеллектуальных «Знатоки, Апельсин,
  • Мой опыт работы представлен на городском, региональном, всероссийском,
  • Установлены связи с ведущими естественнонаучными кафедрами Нижегородских вузов, НИИ
  1. Воспитательная компонента ДОО. Принципы развития
  • Повышение эффективности взаимодействия учебной и внеучебной деятельности
  • Гуманистическая направленность воспитания, субъект – субъектное взаимодействие
  • Личностная самоценность, индивидуальность
  • Личностно – значимая деятельность, различные формы деятельности

  • Коллективное воспитание, взаимодействие детей и взрослых в процессе совместной деятельности…

 

Направления работы:

1. Научно-исследовательское

2. Инженерно-техническое

3. Образовательное

Формы работы:

  • Кружки
  • Подготовка к олимпиадам
  • НОУ «Эврика»
  • Проект с МГУ
  • Научно – образовательные поездки, экскурсии
  • Работа с Вузами
  • Работа с научными центрами 

Области работы:

  • Астрономия
  • Физика
  • Инженерно-техническое проектирование

Сотрудничество с физическим факультетом МГУ

Направления работы:

  • Практикум решения задач по физике, которые проводятся преподавателями, студентами, аспирантами МГУ и учителями лицея
  • Практикум решения задач по математике
  • Компьютерное моделирование физических процессов
  • Участие в конференции «От атома до галактики» (МГУ)
  • Проведение видеоконференций 
  1. Транслирование практических достижений профессиональной деятельности педагогического работника
  • Выступление на педсовете по теме: «Требования ФГОС по формированию личностных и метапредметных результатов и деятельность педагогов лицея. Анализ проведенных учебных занятий на межпредметной основе» в рамках общей темы «Концептуальные вопросы развития предметного образования в РФ в контексте введения профессионального стандарта педагога». Подготовлена визитная карточка урока (выписка из протокола педагогического совета № 2 от 29.11.2016г )
  • Приняла участие 1 декабря 2016 года в вебинаре в он-лайн режиме на федеральном уровне с диссеминацией опыта работы по проблеме «Сценирование уроков на межпредметной основе» (ссылка на вебинар размещена на сайте лицея: https://lyceum87.nnov.ru/konkurs-ftspro/meropriyatiya-proekta/disseminatsiya-opyta.html
  • Подготовила для коллективной публикации кейс методических материалов для проведения открытого учебного занятия с использованием технологии сценирования уроков на межпредметной основе «Решение баллистических задач геометрическим методом» для 9 «Б» класса (ссылка на публикацию на сайте лицея: https://lyceum87.nnov.ru/konkurs-ftspro/meropriyatiya-proekta/stsenirovanie-urokov-na-mezhpredmetnoy-osnove.html).
  • Использовала для транслирования опыта практических результатов своей профессиональной деятельности современные технологии: в рамках реализации программы работы по итогам конкурсного отбора юридических лиц на предоставление грантов в форме субсидии из федерального бюджета юридическим лицам в рамках реализации Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы по мероприятию 2.3. «Создание сети школ, реализующих инновационные программы для отработки новых технологий и содержания обучения и воспитания, через конкурсную поддержку школьных инициатив и сетевых проектов» (Конкурс ФЦПРО-2.3-08-3. «Реализация инновационных программ воспитания и социализации обучающихся»,  протокол заседания от 24 июня 2016)
  • Выступление на Межрегиональной научно – практической интернет – конференции «Внеурочная деятельность по естественнонаучным предметам в современных условиях: новые формы и подходы», 27. 09. 2017г.по теме «Система астрономического образования в лицее» (сайт Знание - НН)