Фотогалерея






Прохорова Лариса Михайловна

ГлавнаяСтраницы преподавателейПрохорова Лариса Михайловна

«Ученикам, чтобы преуспеть, надо догонять тех, кто впереди, а не ждать тех, кто позади»

(Аристотель)

Прохорова Лариса Михайловна

Учитель физики и астрономии МБОУ лицей №87 имени Л.И.Новиковой г. Нижнего Новгорода

Презентации и материалы

Общая информация. Концепция работы

1. Образование – ГГУ им. Н.И.Лобачевского, 1977 год

Специальность - физика

Квалификация - физик, преподаватель физики

Категория - высшая

Педагогический стаж - 38 лет (общий - 42)

  1. Учитель физики и астрономии высшей категории
  • Отличник народного просвещения
  • Соросовский учитель
  • 2 гранта губернатора
  • Победитель НПО 2008 год
  • Почётный знак «Благодарность от главы города»
  • Почётная грамота Министерства образования и науки РФ
  • Почётные дипломы от министерства образования и науки Нижегородской области (2003,20011,2017,2018)
  • Благодарственные письма от главы города, главы района, ректора ННГУ, НГТУ, МГУ, директора ИПФАНА
  • Грамоты Департамента образования Администрации Нижнего Новгорода
  1. Результаты работы:

Ежегодно есть победители и призёры различных олимпиад, конференций, конкурсов, фестивалей школьников:

  • Всех этапов Всероссийской олимпиады школьников, включая заключительный этап
  • Межрегиональных олимпиад и олимпиад федерального уровня: «Будущие исследователи – будущее науки», многопрофильные олимпиады Росатома, Инженерная, «Звезда», Ломоносов, Интернет – олимпиады и др.
  • городской командной технической олимпиады (проводится, начиная с 1998 года)
  • городской олимпиады по физике
  • городской олимпиады по физике, астрофизике космоса
  • конференций НОУ, «От атома до галактики» (МГУ)
  • конкурсов «Знатоки», «Что? Где? Когда?», « Апельсин» (Росатом), «Вектор знаний» (МГУ)
  1. Темы педагогической работы на 2017-2018г.г.:

1) «Моделирование структуры воспитательного пространства образовательной организации на основе открытости и незавершенности ситуаций-событий как альтернативного ресурса виртуальной социализации «детей цифровой эры»

(в составе рабочей группы федеральной инновационной площадки «Воспитательное пространство образовательной организации как ресурс формирования интереса лицеистов к научно-техническому творчеству» (приказ министерства образования и науки РФ «О федеральных инновационных площадках» от 17 декабря 2017 г. № 1206)

2) «Создание условий для социализации обучающихся с учетом особенностей возраста в контексте моделирования основной образовательной программы образовательной организации»;

(в составе проектной команды федеральной инновационной площадки «Моделирование социализирующей воспитательной системы образовательного учреждения на основе адаптивных организационных структур» (приказ министерства образования и науки РФ «О статусе федеральной инновационной площадки» от 4 июня 2013 г. № 430),

3) «Создание сети школ, реализующих инновационные программы для отработки новых технологий и содержания обучения и воспитания, через конкурсную поддержку школьных инициатив и сетевых проектов» (Конкурс ФЦПРО-2.3-08-3. «Реализация инновационных программ воспитания и социализации обучающихся», протокол заседания от 24 июня 2016);

Концепция педагогической работы учителя

  1. Условия формирования личного вклада педагога в развитие образования.

1) Работа с образовательными стандартами; 

2) Повышение квалификации;

3) Владение современными технологиями обучения (Технология проблемного обучения, Технология саморазвития личности (А.А. Ухтомский, Г.К. Селевко), Технология освоения и разработки средств компьютерной поддержки процессов обучения, Технология тьюторского сопровождения индивидуальных образовательных маршрутов одаренных детей, Игровые технологии, Здоровьесберегающие технологии, Технология интегрированного обучения с использованием межпредметных связей, проведение бинарных уроков)

4) Работа в региональных и федеральных инновационных площадках

5) Участие в различных научных и педагогических мероприятиях: конференциях, педсоветах, круглых столах, ассоциациях, экспертных советах

6) Работа по программам углубленного изучения физики,

7) Разработка и применение в работе программ, имеющих экспертное заключение ДПО ГБУ НИРО;

8) Наличие устойчивого контингента учащихся, обладающих потенциальными возможностями, так и детей с общей одаренностью;

9) Высокая результативность участия учащихся в олимпиадах и конкурсах от муниципального до федерального уровня;

10) Непрерывность образования выпускников лицея: % выпускников физ-мат классов поступают в вузы научно -технической направленности;

11) Наличие материально-технической базы и экспериментального оборудования в кабинете физики;

12) Обобщение и распространение педагогического опыта;

  1. Актуальность личного вклада педагога в развитие образования

Актуальность  личного вклада обусловлена  необходимостью создания в лицее эффективной  системы образования, обеспечения условий для обучения, воспитания, развития в соответствии с  Концепцией общенациональной системы выявления и развития молодых талантов, утвержденной Президентом Российской Федерации 3 апреля 2012  для проявления и развития способностей каждого ребенка, стимулирования одаренных детей  в области физики, астрономии, научно – технического творчества,

Противоречия: в лицее учатся дети с разным интеллектуальным потенциалом, с различными областями интересов, с разной мотивацией к обучению, с разными коммуникативными компетенциями. Без специальным образом организованных занятий происходит потеря интереса к предмету, падает самооценка, пропадает мотивация к учебе и, как следствие, - неправильный профессиональный выбор в будущем, возникают проблемы с социализацией

Проблема: Правильно выбрать программы основного и дополнительного образования, методы и формы проведения занятий с различными категориями обучающихся чтобы не потерять мотивацию к изучению физики, создать устойчивый интерес к техническому творчеству, исследовательской деятельности, интеллектуальному росту, осознанию собственной социальной значимости.

  1. «Теоретическое обоснование личного вклада педагога в развитие образования»

Основу концепции теоретического обоснования составили:

1. Педагогические концепции Л.И. Новиковой: содержание образования должно подстраиваться под ребенка и вести за собой интеллектуальное воспитание

  1. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий Г.Я. Гальперина
  2. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП Г.К. Селевко
  3. Сущность, структура и компоненты личностно-ориентированного подхода Е.Н.Степанова и И.С.Якименской

5.. Психологические парадигмы одаренности Шумаковой Н.Б., Богоявленской Д.Б

  1. Цель и задачи педагогической деятельности

Цель: сформировать среду, создать условия, необходимые для развития способностей одарённых детей в области физики, астрономии, научно – технического творчества,

создать эффективную систему образования, обеспечив условия для обучения, воспитания, развития в соответствии с Концепцией общенациональной системы выявления и развития молодых талантов, утвержденной Президентом Российской Федерации 3 апреля 2012.

Направления деятельности для достижения поставленной цели:

1) преподавание по программам углубленного изучения в соответствии с этапами познания и возрастными особенностями развития с учетом индивидуальных параметров личности (личностно-ориентированный подход к обучению)

2) Создание модулей образовательной среды: системы проектной деятельности, программы внеурочной деятельности, реализация индивидуальных творческих запросов;

3) Расширение вариативности презентации учащимися продуктов своей интеллектуальной деятельности

Задачи:

1. Определить принципы педагогического взаимодействия на уроках физики

2. Сформировать методический «портфель» форм, методов и технологий  урочной и внеурочной деятельности учителя физики, способствующих развитию ключевых компетенций одаренных школьников.

3. Найти наиболее продуктивные способы презентации продуктов интеллектуальной деятельности учащихся, способствующих формированию предметных и ключевых компетенций

  1. Ведущая педагогическая идея
  • Формирование знаний не является главной целью образования («знания ради знаний»)
  • Знания и умения как единицы образовательного результата необходимы, но недостаточны для того, чтобы быть успешным в современном информационном обществе
  • Важна не столько энциклопедическая грамотность, сколько способность применять обобщенные знания и умения в конкретных ситуациях для разрешения проблем, возникающих в реальной деятельности
  • Знания являются базой компетентности человека
  • Вовлечение учащихся в поисково - исследовательскую практико-ориентированную деятельность, формируя учебные умения и навыки, универсальные способы деятельности и ключевые компетенции, для дальнейшего их практического применения
  • Деятельность: познавательная, коммуникативная, рефлексивная
  1. Деятельностный аспект личного вклада педагога в развитие образования

Эффективная система образования  – комплекс мер, методов, обеспечивающих интеллектуальный рост учащихся, усвоение обучающимися теоретических, практических, коммуникативных  умений и навыков, универсальных способов деятельности, их применение, транслирование, социализацию за счёт максимально возможного обогащения его ментального опыта:

разработка программ основного и дополнительного образования, их сертификация

  1. Формирование классов с учетом мотивации обучающихся
  2. Подготовка дидактического материала, презентаций
  3. Применение различных технологий проведения урока с учетом уровня подготовки класса
  4. Формирование методологических знаний
  5. Формирование навыков применения теоретических знаний во внеурочной деятельности: на занятиях по физике и астрономии
  6. Вовлечение обучающихся в поисково-исследовательскую, проектную, инженерно-конструкторскую деятельность в рамках дополнительного образования
  7. Организация условий для транслирования, защиты результатов работы
  8. Организация профориентационной работы: встречи с учёными, посещение ведущих научных и производственных центров, ВУЗов
  9. 10. Обучение одарённых детей должно проводиться на максимально высоком теоретическом уровне, только оно ведёт за собой развитие аналитического мышления
  1. Диапазон личного вклада педагога в развитие образования и степень его новизны
  • Организовано в лицее Детское общественное объединение «Интеллектуальный потенциал России» (физика, астрономия) как форма интеллектуальной деятельности, как инновационный субъект воспитания, как ресурс социализации
  • Разработаны и реализуются сертифицированные программы основного и дополнительного образования (сертификат НМЭС ГБОУ ДПО НИРО № 85 от 16 сентября 2014 г., № 147 от 15.09.2009 г., №38 от 20. 10. 2004г.), поддерживающие углубленный курс физики и астрономии
  • Организована работа по углублённому изучению физики и математическому моделированию физических процессов в рамках проекта сотрудничества с МГУ.
  • Разработана система занятий по астрономии в рамках дополнительного образования
  • Разработана система уроков, дидактического материала к ним, компьютерного сопровождения по многим темам курса физики и астрономии во всех параллелях
  • Используются различные технологии уроков, занятий,
  • Во внеурочной коллективной деятельности учащихся  по физике, астрономии свои работы учащиеся представляют на различных олимпиадах муниципального, городского, регионального, заключительного этапов); на межрегиональных олимпиадах « Будущие исследователи – будущее науки», «Звезда», Инженерная олимпиада, Ломоносов;  конференциях НОУ «Эврика», « От атома до галактики» (МГУ); конкурсах ( конкурс Росатома, конкурсы исследовательских проектов Рост, INTEI ISEF, Космос), интеллектуальных «Знатоки, Апельсин,
  • Мой опыт работы представлен на городском, региональном, всероссийском,
  • Установлены связи с ведущими естественнонаучными кафедрами Нижегородских вузов, НИИ
  1. Воспитательная компонента ДОО. Принципы развития
  • Повышение эффективности взаимодействия учебной и внеучебной деятельности
  • Гуманистическая направленность воспитания, субъект – субъектное взаимодействие
  • Личностная самоценность, индивидуальность
  • Личностно – значимая деятельность, различные формы деятельности

  • Коллективное воспитание, взаимодействие детей и взрослых в процессе совместной деятельности…

 

Направления работы:

1. Научно-исследовательское

2. Инженерно-техническое

3. Образовательное

Формы работы:

  • Кружки
  • Подготовка к олимпиадам
  • НОУ «Эврика»
  • Проект с МГУ
  • Научно – образовательные поездки, экскурсии
  • Работа с Вузами
  • Работа с научными центрами 

Области работы:

  • Астрономия
  • Физика
  • Инженерно-техническое проектирование

Сотрудничество с физическим факультетом МГУ

Направления работы:

  • Практикум решения задач по физике, которые проводятся преподавателями, студентами, аспирантами МГУ и учителями лицея
  • Практикум решения задач по математике
  • Компьютерное моделирование физических процессов
  • Участие в конференции «От атома до галактики» (МГУ)
  • Проведение видеоконференций 
  1. Транслирование практических достижений профессиональной деятельности педагогического работника
  • Выступление на педсовете по теме: «Требования ФГОС по формированию личностных и метапредметных результатов и деятельность педагогов лицея. Анализ проведенных учебных занятий на межпредметной основе» в рамках общей темы «Концептуальные вопросы развития предметного образования в РФ в контексте введения профессионального стандарта педагога». Подготовлена визитная карточка урока (выписка из протокола педагогического совета № 2 от 29.11.2016г )
  • Приняла участие 1 декабря 2016 года в вебинаре в он-лайн режиме на федеральном уровне с диссеминацией опыта работы по проблеме «Сценирование уроков на межпредметной основе» (ссылка на вебинар размещена на сайте лицея: https://lyceum87.nnov.ru/konkurs-ftspro/meropriyatiya-proekta/disseminatsiya-opyta.html
  • Подготовила для коллективной публикации кейс методических материалов для проведения открытого учебного занятия с использованием технологии сценирования уроков на межпредметной основе «Решение баллистических задач геометрическим методом» для 9 «Б» класса (ссылка на публикацию на сайте лицея: https://lyceum87.nnov.ru/konkurs-ftspro/meropriyatiya-proekta/stsenirovanie-urokov-na-mezhpredmetnoy-osnove.html).
  • Использовала для транслирования опыта практических результатов своей профессиональной деятельности современные технологии: в рамках реализации программы работы по итогам конкурсного отбора юридических лиц на предоставление грантов в форме субсидии из федерального бюджета юридическим лицам в рамках реализации Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы по мероприятию 2.3. «Создание сети школ, реализующих инновационные программы для отработки новых технологий и содержания обучения и воспитания, через конкурсную поддержку школьных инициатив и сетевых проектов» (Конкурс ФЦПРО-2.3-08-3. «Реализация инновационных программ воспитания и социализации обучающихся»,  протокол заседания от 24 июня 2016)
  • Выступление на Межрегиональной научно – практической интернет – конференции «Внеурочная деятельность по естественнонаучным предметам в современных условиях: новые формы и подходы», 27. 09. 2017г.по теме «Система астрономического образования в лицее» (сайт Знание - НН)