Новости
Платформа «Лобачевский» для подачи заявок
04.12.2025
Вводится новая платформа «Лобачевский», предназначенная для подачи жителями Нижнего Новгорода заявок по интересующим их проблемным вопросам.
Фотогалерея







Пустынская экспедиция 2016

Пустынская экспедиция 2016
06.09.2016
В рамках деятельности детского общественного объединения «Зелёная планета» летом 2016 года состоялись сразу две экологические экспедиции школьников на базе учебно-исследовательского полевого стационара «Сережа» в с. Пустынь Арзамасского района Нижегородской области.

Смотреть фотоотчет

В июле 2016 года в экспедиции приняли участие пятиклассники лицея, они получали знания о природе и экологии животных и растений Нижегородского края в полевых условиях впервые, а в августе навыки экологических полевых исследований уже в четвёртый раз применяли старшеклассники – учащиеся 9-11 классов. Всего в экспедиции приняли участие 20 лицеистов.

Экспедиция - это праздник детской души, удивление чудом природы и общение со сверстниками, старшими товарищами и взрослыми, ненавязчивая подзарядка знаниями и энергией.

Именно серьезная летняя экспедиционная работа с детьми позволяет обеспечить непрерывность и всеобщность экологического образования через тесное общение с природой и заботу о природе.

Основными особенностями организации летней экологической экспедиции со школьниками являются следующие:

  • общение с природой для формирования чувства благоговения перед жизнью;
  • использование современных информационных технологий для обучения и проведения учебно-исследовательской деятельности;
  • создание среды взаимодействия, сочувствия друг другу, природе;
  • направленность на развитие личности, увеличение социальной адаптации детей;
  • постоянная исследовательская и природоохранная работа.

Все эти особенности  экологических экспедиций способствуют овладению учащимися приемами практических работ, получению новых знаний, самостоятельному выполнению проектов, обеспечивают получение значимых для учащихся результатов, выявление закономерностей, содействуют укреплению физического и психо-эмоционального здоровья, освоению навыков экологического туризма.

Экологическая экспедиция ставит перед собой следующие задачи:

  • освоение школьниками эмпирических методов: наблюдение (прямое и косвенное) с целью описания биотических, абиотических компонентов природной системы;
  • формирование умений экспериментирования;
  • овладение методами: количественного учета живых существ в единицах пространства и времени, инвентаризации природных объектов (разработка цели, формы документов, метода учета, способов обобщения результатов), слежения (мониторинг) за состоянием окружающей среды;
  • овладение приемами оформления данных наблюдений и опытов в виде таблиц, диаграмм, графиков;
  • освоение школьниками теоретических методов (анализ, синтез, обобщение, выдвижение гипотез), социологических методов (анкетирование, опрос, беседа, тестирование);
  • пропаганда опыта лучших юных исследователей;
  • расширение творческих контактов между юными исследователями и коллективами, создание благоприятных условий для учебно-исследовательской и научно-практической деятельности школьников.

Содержание и продолжительность экспедиций ребят разного возраста отличается: старшеклассники провели в экспедиции 10 дней, за это время они совершили несколько больших походов. Среди тихого нетронутого леса, на краю Арзамасского района, неподалёку от озера Ишлей затерялась маленькая обитель - Софрониева Пустынь. Своё название она получила от имени основателя – старца Софрония, умершего здесь же в 1921 году. Протяжённость пешего маршрута  данной экспедиции составила 34 км. Ребята осуществили 2 ночных похода: на озеро Глубокое, а потом сразу на озеро Арбус и на Киркидеево озеро, а оттуда заходили на Кривовки; были на ручье Печенжуй и на полигоне НИРФИ.

Озеро Киркидеево (или озеро Большое) - это большое и глубокое озеро, площадью более 40 гектар, глубиной до 19 метров. Озеро лесное, с чистой водой. Берега озера местами заболочены, но есть места с песчаным берегом, где можно купаться. Вокруг - очень красивые места, мало отдыхающих. В окрестностях озера много карстовых провалов, некоторые довольно глубокие и заполнены водой. Озера Большая и Малая Кривовка - красивые лесные озера, меньшие по размеру, находятся недалеко от озера Киркидеево.

Пятиклассники за 6 дней экспедиции побывали на Козьем болоте, ландшафтном памятнике природы, изучили типичные растения болот: багульник болотный, болотный мирт, подбел обыкновенный, пушицу влагалищную, клюкву обыкновенную, голубику, росянку круглолистную, осоку малоцветковую, занесённую в Красную книгу Нижегородской области. Козье болото с миниатюрными соснами на зеленом ковре сфагновых мхов очень живописно и по-своему нарядно. Глядя на крону столетней сосны, не надо запрокидывать голову, а ствол такого дерева чуть толще руки. Болото наполнено запахом целебного багульника. Здесь можно набрать клюквы, что на юге Нижегородской области удается нечасто.

Ребята посетили лесопилку в поисках личинок жуков-носорогов, развивающихся в прелых опилках, увидели карстовые овраги глубиной до 22 метров, наблюдали гребенчатых тритонов на тритоновой яме, находили скелеты щитней в высохших лужах, личинок муравьиного льва в лунках песка.

Побывали на озере Лебединое, маршрут на которое проходил через ручей Ишлей, видели плотины бобров. Совершили ночной поход на «Свиной нос» - изгиб реки Серёжа, где возвышенная терраса подходит к руслу реки.

По вечерам все собирались у костра, пели песни под гитару, рассказывали разные истории из жизни, делились впечатлениями от пройденного дня, говорили «спасибки» тем, кто удивил или положительно отличился во время похода.

Руководитель экспедиции Сергей Борисович Шустов - писатель, художник-анималист, иллюстратор Красной Книги Нижегородской области, читал ребятам научные лекции, играл произведения классической музыки на синтезаторе, а Лариса Вячеславовна Шустова играла на аккордеоне военные песни. Ребята с удовольствием подпевали «Катюшу», «В Землянке», «Смуглянку», «Синий платочек» и другие.

В экспедиции ребята собирают полевые материалы по широкому кругу тем, все собранные материалы обрабатываются окончательно в учебном заведении и оформляются в виде исследовательских работ, рефератов, докладов, гербариев, коллекций. Эти материалы могут быть использованы на уроках, факультативных занятиях, в кружковой работе. Со своими исследовательскими работами ребята выступают на конференциях различного уровня и принимают участие в конкурсах исследовательских работ.

Таким образом, экспедиционная научно-исследовательская деятельность способствует выработке у учащихся общетрудовых навыков, формированию ответственности за достоверность полученных результатов, развивает такие качества, как трудолюбие, настойчивость, целеустремлённость, товарищество, экологически целесообразное поведение, бережное отношение к окружающей среде.

                                                                       Участник экологической экспедиции школьников
на базе учебно-исследовательского полевого стационар «Сережа»
и руководитель ДОО «Зелёная планета» С.В. Бирюкова