Фотогалерея







Школьная экологическая экспедиция «Пустынь-2017»

ГлавнаяСтраницы преподавателейСветлана Валерьевна БирюковаБлог (новости и события)Школьная экологическая экспедиция «Пустынь-2017»
Школьная экологическая экспедиция «Пустынь-2017»
18.07.2017
В рамках деятельности детского общественного объединения «Зелёная планета» с 3 по 8 июля 2017 года состоялась уже пятая школьная экологическая экспедиция на базе учебно-исследовательского полевого стационара «Сережа» в с. Пустынь Арзамасского района Нижегородской области.

Скачать полный отчет с фото

Смотреть фотоотчет

В рамках деятельности детского общественного объединения «Зелёная планета» с 3 по 8 июля 2017 года состоялась уже пятая школьная экологическая экспедиция на базе учебно-исследовательского полевого стационара «Сережа» в с. Пустынь Арзамасского района Нижегородской области.

Даже дождливая погода, сопровождавшая нас почти все дни экспедиции, не смогла испортить настроение и помешать провести все запланированные мероприятия.

3 июля шёл дождь, но мы очень интересно и продуктивно провели время, слушая лекцию С.Б. Шустова об экологических катастрофах на островах Пасхи и Науру.

Остров Пасхи — принадлежащий Чили клочок пустынной земли, затерянный посреди Тихого океана. Всему миру он известен уникальными каменными статуями-великанами, словно хранящими его тайны, и одна из основных: какая катастрофа должна была произойти, чтобы угасла островная цивилизация? Несколько веков учёные пытаются найти ответ на этот вопрос.

По версии археолога Пола Бана и новозеландского географа Джона Фленли, которые в 2003 году выпустили книгу «Загадки острова Пасхи», ключевую роль в исчезновении лесов острова сыграл антропологический фактор.

Поселившись на острове, люди стали активно пользоваться его лесными ресурсами. Леса выжигали, а освобожденные земли использовали под пашни. Древесина шла на топливо, применялась при строительстве жилищ и каноэ, для перемещения гигантских каменных статуй. Постепенно население было вынуждено переселиться в пещеры и строить дома из тростника. Пострадало и рыболовство – сократилось количество деревьев, пригодных для изготовления каноэ, была уничтожена шелковица, из которой плели сети. Исчезновение лесного покрова привело к эрозии почв, в результате чего значительно снизились урожаи. Для защиты сельхозугодий островитяне сооружали каменные «сады», раньше эти нагромождения камней считались одной из неразгаданных загадок острова. Участившиеся засухи XVII века могли стать последней каплей, смертельной для сельского хозяйства.

Все дикие виды наземных птиц на острове были полностью истреблены, а небольшие колонии морских пернатых остались лишь на близлежащих островках и отвесных скалах. Единственным источником мяса для островитян стали куры, которым сооружали специальные каменные курятники.

После 1600 года усилилась вражда между племенами острова, они боролись за скудные ресурсы, начал процветать каннибализм. Следствием этих бед и стала, видимо, гражданская война, уничтожившая почти все население к 1650 году.

Первые европейские путешественники обнаружили на острове разрушающиеся культовые сооружения, поваленные статуи и прочие остатки былой цивилизации, немногочисленное голодное и отчаявшееся население, голые безлесные склоны и крайне бедный растительный и животный мир…

Как-то давным-давно вспучился среди большого океана маленький коралловый островок (21 квадратный километр). Его заметили птицы, потом другие птицы, потом третьи птицы… Удобное место перевести дыхания, летя через бесконечный Тихий океан. Мало места, много-много птиц и долгое время – и на острове накопился огромный запас… гуано (окаменевших отходов жизнедеятельности птичек с высоким содержанием фосфора). Залежь фосфоритов, толщиной до 8 м, занимала 85% площади острова.

3000 лет назад сюда приплыли полинезийцы. Тепло и много еды (рыба, птицы и их яйца, кокосы), лес, где можно найти дрова, пресные лужи-водоемы и проч. – хорошее место. Им понравилось.

В 1906 г. бледнолицые братья обнаружили залежи фосфоритов. И стали добывать. Добывали немцы, англо-австралийцы, японцы, снова австралийцы…

А в 1969 г. туземцы сбросили иго империалистов и стали добывать сами. И наступил коммунизм (для коренных жителей, претерпевших в годы колониализма). В 70-е гг. Науру имела самый высокий уровень доходов на душу населения (в 2 раза больше, чем в Арабских Эмиратах, в 4 раза больше, чем в США). Бесплатное образование и бесплатная медицина. Полностью отменены налоги… А потом цены на фосфориты рухнули, да и запасы их исчерпались и… И деньги кончились…

А что осталось? Около 75% поверхности острова – карьер, представляющий собой после срытия фосфоритового слоя лунный пейзаж (на фото – вся центральная часть без растительности). В центре острова выступило известняковое основание бывшего кораллового атолла — абсолютно безжизненное нагромождение известняковых глыб и зубцов высотой до 10-15 м (на фото). Леса – нет, почвы – нет, пресной воды – нет. Из животных – одни крысы.

А птицы? А птицы сюда больше лететь не хотят.

В данном случае разработка месторождения полностью разрушила имеющуюся экосистему острова, так как весь остров – это собственно месторождение. Та растительность, которая сейчас там существует, представляет собой вторичные сообщества, вероятно, с большим участием интродуцированных видов, концентрирующиеся по периметру острова.

4 июля был тёплый солнечный день, и мы отправились в поход на озеро Арбус. Арбус – красивое лесное озеро, окружённое высокими берегами с молодым соснячком. По краям растет телорез и в центре, ближе к противоположному краю, формируется остров из сплавины.

Шли мы с помощью туристических GPS навигаторов Garmin. Это небольшое устройство предназначено для того, чтобы хорошо ориентироваться на местности. Карта и компас постепенно уступают место новым техническим решениям. Современные туристические навигаторы очень просты в обращении, а компактные размеры позволяют с лёгкостью расположить их в руке. Навигатор отображает на экране текущее положение, географические координаты точки, в которой находится прибор, траекторию пройденного пути и отмеченные точки. Особенно навигатор нам пригодился на последнем этапе маршрута, который пролегал через лесную чащу.

На озере мальчики развели костёр, а девочки приготовили грибной суп и фирменный походный чай с апельсином. После обеда А.К. Киселёв, научный сотрудник Нижегородского планетария, участник HIWG, международного научного проекта по исследованию земных метеоритных кратеров, член Нижегородской ассоциации учителей физики и астрономии, председатель общества любителей астрономии НКЛФА, провёл с ребятами увлекательную игру геокешинг. Это туристическая игра, в которой при помощи ориентирования по GPS-координатам на местности ищутся клады. Ребята искали записки с номерами, которых всего было 7, и фотографировали объекты, где они были спрятаны.

Цель игры:

1. Научить ребят осуществлять сбор сведений для составления физико-географического описания местности учебно-тренировочного похода; познакомить учащихся с видовым составом флоры и фауны данной местности.

2. Способствовать развитию у детей наблюдательности, любознательности, трудолюбия.

3. Продолжить воспитывать в детях нравственно-эстетическое отношение к действительности, потребность в соблюдении правил поведения в природе.

4. Научить ребят прохождению заданного маршрута из точки начала маршрута в конечную точку.

Возвратившись в стационар, А.К. Киселёв прочитал ребятам лекцию на тему «Геоинформатика».

Геоинформатика — наука, технология и производственная деятельность по научному обоснованию, проектированию, созданию, эксплуатации и использованию географических информационных систем (ГИС), по разработке геоинформационных технологий и по приложению ГИС для практических или научных целей.

Предмет геоинформатики – познание природных и социально-экономических, экологических геосистем посредством цифровых информационных моделей, создаваемых для адекватного представления реального мира, а также технология их создания и использования. Основной метод геоинформатики – цифровое моделирование для получения новых знаний о структуре, взаимных связях, динамике и эволюции объектов и явлений.

Геоинформатика как наука и технология изучает и разрабатывает принципы, методы и технологии сбора, накопления, передачи, обработки и представления пространственно определенных (пространственно-координированных) данных для получения на их основе новой информации и знаний о пространственно-временных явлениях в геосистемах.

Особенность геоинформатики как науки – возрастающее взаимодействие с другими науками о Земле (геологическими, почвенными, биологическими и др.), комплексирование методов исследования, широкое использование математических методов и информационных технологий. Она имеет дело с тематически разнообразной географической (координированной) и использует законы информатики – системы знаний, относящихся к производству, переработке, хранению и распространению всех видов информации.

Вечером  мы обсуждали наш продуктивно проведённый день на арене у костра, ребята и Сергей Борисович играли и пели песни под гитару.

5 июля опять шёл дождь, но мы не расстроились, потому что это был банный день.

Днём Сергей Борисович читал лекцию о животных людоедах – львах, леопардах, тиграх, крокодилах, аллигаторах, медведях, акулах, шершнях, змеях и др.

Хотя леопард и является самым небольшим представителем хищных больших кошек, менее опасным от этого факт зверь не становится. Ведь именно леопард является одним из самых древних хищников. Отметки от его укусов ученые нашли на окаменелых костях ископаемых людей. Эти звери охотились на нас еще три миллиона лет назад. Хотя для леопарда человек - разновидность добычи, немногие эти звери предпочитают питаться людской плотью.

Самым жестоким, а оттого и самым известным, стал Панарский леопард-людоед. Он жил в Индии, в округе Кумаон в самом начале прошлого века. От нападений опасного зверя больше всего пострадали жители провинции Панар. Там леопард убил более 500 человек. Считается, что причиной такой агрессии стала рана, нанесенная животному одним из охотников. После этого леопард уже не мог, как прежде, охотиться на диких животных. Вот и избрал он себе, чтобы выжить, новых жертв - людей.

Вечером дети по очереди группами потянулись в баню. После ужина Сергей Борисович давал концерт. Он играл на синтезаторе любимые произведения Баха, Вивальди, Генделя. Кстати, совсем недавно вышла в свет книга С.Б. Шустова «Бах. Эссе о музыке и о судьбе». Часто Баха называют Творцом, а все его творения в цельности – космосом. Бах каким-то непостижимым до сих пор образом исхитрился создать свою Вселенную. И он единственный из композиторов, «собирателей звуков в порядок», сумел это сделать. Мир Баха необыкновенно гармоничен, уравновешен, упорядочен, он словно бы продуман с самого начала (а так, собственно, и надлежит поступать Демиургу, готовящемуся к сотворению мира).

6 июля. Опять дождь, он не прекращается уже 2 дня. Сергей Борисович предложил провести семинар на тему, как с помощью критического мышления можно решать различные проблемы.

Всех людей можно разделить на три типа: 
тех, которых невозможно привести в движение,
тех, которых можно привести в движение, и тех, кто движутся.

Бенджамин Франклин.

В китайской энциклопедии под названием "Небесная империя благодетельных знаний" написано, что животные делятся на 14 групп:

а) принадлежащих Императору,

б) набальзамированных,

в) прирученных,

г) сосунков,

д) сирен,

е) сказочных,

ж) отдельных собак,

з) включенных в эту классификацию,

и) бегающих как сумасшедшие,

к) бесчисленных,

л) нарисованных тончайшей кистью из верблюжьей шерсти,

м) прочих,

н) только что разбивших цветочную вазу,

о) похожих издали на мух.

Но данная система не кажется нам правильной, научной. Каковы же элементы строгой научной системы?

Система должна иметь одно, а не несколько оснований (один элемент относится только к одной группе), элементы системы должны быть одного уровня, одной иерархии, каждый новый элемент должен найти место в классификации и др.

Системное мышление должно отвечать на 5 вопросов: кто, что? Когда? Где? Как, каким образом? Зачем, почему?

Затем Сергей Борисович предложил несколько тем для дискуссии: что такое климатический сдвиг? Что такое циклоническая депрессия? Что такое затяжные дожди и почему этим летом мы наблюдаем такое природное явление? Влияние затяжных дождей и климатического сдвига на животных и растений?

Например, избыток влаги оказывает крайне неблагоприятное влияние на растения. В этих условиях появление всходов затруднено; растения угнетаются из-за образования корки на поверхности почвы; оголяется узел кущения у злаков; опыление из-за туманов и дождей плохое, поэтому мало образуется завязей; а нередко наблюдается осыпание завязей и незрелых плодов; происходит загнивание корнеклубнеплодов, плодов овощных культур, а у культур с коротким периодом покоя или его отсутствием — прорастание семян на корню. После затяжных дождей наблюдается растрескивание плодов у томатов, ягодных культур, корнеплодов; у подсолнечника загнивает тыльная часть корзинки. Наблюдается полегание посевов, особенно высокорослых сортов или на участках с усиленным азотным питанием. Нередко на склонах наблюдается смыв растений дождевыми потоками, а на пониженных участках рельефа возможно вымокание растений из-за застоя воды.

Поверхность тела наземных позвоночных животных мало защищена от смачивания. Жировая смазка перьев и шерсти выполняют эту функцию далеко не всегда в таком совершенстве, как у водоплавающих. При ливнях или затяжных дождях покров многих животных смачивается или даже намокает, а это ведет к усиленной теплоотдаче и резкому охлаждению организма, всегда более или менее гибельно отражающемуся на состоянии животного. Лабораторные опыты над грызунами и мелкими птицами показали, что при намокании покрова теряется способность организма к терморегулированию, тело охлаждается значительно ниже нормы, что в большинстве ведет к заболеванию и смерти животного. Массовая гибель воробьев и других мелких птиц, наблюдающаяся временами после ночных ливней, объясняется, возможно, теми же причинами.

Беспозвоночные с их хитиновым покровом менее чувствительны к увлажнению, однако и среди них могут производить опустошения даже непродолжительные ливни. Крупные дождевые капли, а также часто сопровождающий ливни ветер сбивают насекомых на землю и повреждают крылья. Потоки воды заливают норы и убежища в почве, а самих животных смывают в овраги и реки.

Можно эту дискуссию продолжить и дальше, попробовав спрогнозировать последствия затяжных дождей, если такое дождливое лето будет и в следующем году?

После обеда мы совершили экскурсию на лесопилку. Её вид очень изменился, так как в связи с опасностью самовозгорания кучи опилок сравняли с землёй, нарушив тем самым условия обитания личинок ос сколий и жуков-носорогов. Поэтому найти нам их не удалось, зато мы увидели медведку - насекомые из отряда прямокрылых. Насекомое (в народе ее еще называют капустянкой или обыкновенной медведкой) быстро бегает по земле, хорошо летает и плавает, но большую часть времени проводит под землей, выбираясь на поверхность в ночное время суток. Медведка наносит ощутимый вред садам и огородам – она прорывает подземные тоннели и ходы, повреждая корни растений, а питаясь сельскохозяйственными плодами и подземными частями стеблей, приводит их к увяданию и порче.

Находясь на лесопилке, мы увидели коршуна, парящего в небе над нами, и наблюдали, как он схватил и поднял что-то с земли, а потом бросил. Видимо в пищу это не годилось!

Перед ужином  мы провели конференцию, на которой ребята выступали с небольшими докладами на разные темы, которые им интересны.

Белов Иван, Попков Алёша и Савельев Рома рассказали о мегалодоне. Гигантская акула мегалодон буквально потрясает воображение своими размерами: двухметровая пасть, вооруженная пятью рядами 18-ти сантиметровых зубов (всего их около 300), длина тела по разным оценкам от 15 до 30 метров! Вес - порядка 45 тонн! Сила укуса - около 10 тонн. Это был самый крупный смертоносный хищник за всю историю нашей планеты!

Этот гигантский монстр одним своим появлением наводил ужас на всех морских обитателей - устоять против хищника таких размеров не могло ни одно морское существо.  

Сергей Борисович показал нам рострум пилорылого ската. Питаются скаты донными беспозвоночными, которых они выкапывают из грунта рылом, похожим на двустороннюю пилу. Иногда пила используется ими как холодное оружие при охоте на мелких рыб.

Юля Масанкина и Лера Паршина рассказали о редких бабочках России.

Ребята из 28 лицея рассказали о рыбке евдошке и сомике кошке, а также мы узнали об очень редком грибе-баране. Это один из самых крупных грибов-трутовиков. Плодовое тело его достигает 1 м в окружности и до 18-20 кг веса. Появляется он в конце лета, произрастает у основания стволов и пней старых лиственных деревьев, особенно дуба. Встречается редко и не каждый год. Плодовое тело состоит из многочисленных плоских, тонких, бесформенно-волнистых шляпок, сидящих на ветвящихся пеньках. Гриб съедобен, употребляется варёным и сушёным. Гриб-баран очень хорош для супов, бульонов и жарения, а также является отличной начинкой для пельменей.

Придя на базу, мы отмечали день рождения Паршиной Леры, которая угощала всех вкусными тортами!

Вечером был костёр, где мы делились впечатлениями о прошедшем дне, пели песни, читали стихи, рассказывали разные истории…

7 июля мы ходили в поход на Свиной нос. По дороге, пролегающей через лес, Сергей Борисович  рассказал ребятам о конкурентных отношениях между соснами и елями. Мы увидели дупла дятлов в стволах сухих сосен или в сухих сучках. Узнали, что самый большой дятел наших лесов – желна, а в Северной Америке растут гигантские секвойи и метасеквойи.

На окраине леса, на солнечных опушках мы собирали землянику и чернику!

Свиной Нос - это высокий берег реки Сережи, место, где река подходит к краю своей долины.

Местные жители давно облюбовали это местечко, построили деревянный стол, несколько кострищ. В одном месте над водой нависает сосна. Ее называют деревом счастья. По традиции на нее нужно зайти и сфотографироваться. Все ребята, конечно, захотели это сделать, и мы долго наблюдали как мальчишки и девчонки поднимаются по наклоненному дереву и спускаются обратно. В шутку спорили о том, кто первым свалиться в воду.

Мальчики развели костер, поставили воду в котлах для фирменного рыбного супа и макарон с тушёнкой. После обеда заварили фирменный лесной чай.

Потом все ребята играли в игру «Пусть бегут те, кто (у кого)…»  

День прошёл весело, и мы вернулись на базу довольные и счастливые!

8 июля опять шёл дождь. Мы завершили конференцию с участием ребят: Света Никифорова рассказала о семейных байдарочных походах по реке Керженец, Лена Амосова и Настя Танкеева о домашних улитках ахатинах, Глафира о лишайниках, Никита и Тимур о снегирях, Данила о самом ядовитом грибе – бледной поганке, Аня о шиншилле и др.

В этот дождливый день мы опять отмечали день рождения, на этот раз именинницей была Лиза Лукичёва. Она угостила всех тортами с чаем!

Вечером к нам приехал П.Г. Медведев – доцент механико-математического факультета ННГУ им. Лобачевского, который выступил с очень интересной лекцией на тему «Математическое моделирование в эволюции».

После ужина был творческий вечер: Лариса Вячеславовна играла на аккордеоне песни военных лет, а ребята подпевали «Катюшу», «Смуглянку», «Вьётся в тесной печурке огонь» и др. Сергей Борисович играл на гитаре, Сергей Филофеев играл на блокфлейте и окарине.

Жаль, что завтра уже уезжать домой!

Участник экологической экспедиции школьников
на базе учебно-исследовательского полевого стационар «Сережа»
и руководитель ДОО «Зелёная планета»

С.В. Бирюкова.